Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2008 гг

После того как 31 декабря 1999 г. президент Б. Ельцин объявил о сложении президентских полномочий в соответствии с Конституцией исполняющим обязанности президента становится глава Кабинета МинистровВ. Путин.

26 марта 2000 г. В. Путин становится Президентом РФ. Пост премьер-министра занимает М. Касьянов.

Факторы, способствовавшие победе В. Путина (лидера, олицетворявшего сильную военную власть) на выборах:

1) обстановка деидеологизации, разгосударствления и демилитаризации;

2) постоянные политические и экономические кризисы;

3) умело проведенная предвыборная кампания с акцентированием внимания на имидже нового преемника власти;

4) обещание продолжить рыночные либеральные реформы, решить кавказскую проблему по разгрому чеченских террористов;

5) отмежевание от коммунистов.

В феврале 2006 г. В. Сурковым (заместитель руководителя Администрации президента РФ 2005-2006 гг.) была выдвинута концепция суверенной демократии, которая в интерпретации её автора заключается в том, что политика Президента должна в первую очередь пользоваться поддержкой большинства населения в самой России; такая поддержка большинства и составляет главный принцип демократического общества.

Реорганизация системы государственного управления

Приход к власти В. Путина ознаменовал не просто смену государственного лидера, но изменение внутри- и внешнеполитического курса. Прежде всего, это выразилось в начале процесса формирования новой политической элиты – в кадровой политике была сделана ставка на восстановление роли и места силовых элементов в составе политической элиты. Основной опорой нового президента стали ФСБ (бывший КГБ) и МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям). Укрепление этих силовых групп связано с программами и лозунгами по созданию правового государства, укреплению закона, порядка и борьбе с преступностью.

Реформа федеральных округов (13 мая 2000 г.) – одно из первых преобразований В. Путина. Задача реформы – укрепление роли федерального центра, создание вертикали власти и формирование верных президенту кадров на местах. Значительно облегчить проведение новых законопроектов позволили очередные выборы в Государственную Думу, в которой большинство участников были лояльны президенту (фракции «Единство» и «Народный депутат»).

Содержание реформы:

1) было создано семь федеральных округов (объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик) – Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позже Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа;

2) вместо «полномочных представителей Президента РФ в регионах» в каждом из созданных федеральных округов назначался «полномочный представитель Президента РФ в федеральных округах» (полпред).

Полпреды были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента РФ. Полпреды назначаются и увольняются Президентом РФ, подотчетны и подчинены непосредственно ему. В функции полпредов в федеральных округах входят:

а). организация работы органов исполнительной власти на местах;

б). представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе;

в). внесение предложений Президенту РФ по реформированию федеральных округов.

Обеспечением деятельности полпреда занимался аппарат полномочного представителя президента, создаваемый в каждом федеральном округе и являвшийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

1) в качестве нового составного элемента исполнительной власти России создали Государственный совет, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации.

2) в сентябре 2004 г. Путин объявил о своём намерении ликвидировать выборы глав регионов, что было осуществлено вопреки мнению большинства граждан страны; также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам (2005 г.).

Значение реформы:

1) укрупнение регионов;

2) сокращение бюрократического аппарата федеральных служащих;

3) подчинение региональной исполнительной власти непосредственному контролю правительства;

4) повышение эффективности реализации государственных программ.

Реформа Совета Федерации РФ (2000 г.). Согласно Конституции 1993 г. Совет Федерации РФ являлся одной из двух палат парламента (парламент или Федеральное Собрание – это законодательный и представительный орган РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы). До реформы члены Совета Федерации являлись одновременно руководителями каждого субъекта РФ, что противоречило конституционным принципам разделения властей и отвлекало их от исполнения своих обязанностей на местах. После реформы был изменен принцип и порядок формирования Совета Федерации – его членом мог стать представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа и представитель от региональной исполнительной власти, назначаемый руководящим лицом высшего исполнительного органа субъекта Федерации.

Партийная политика. В партийном строительстве основная ставка была сделана на укрепление партии «Единая Россия». 20 ноября 2002 г. председателем Высшего совета партии по рекомендации Администрации Президента стал Министр внутренних дел Борис Грызлов. В декабре 2003 г. по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (при этом сам Борис Грызлов стал Председателем Госдумы). Второе, третье и четвёртое места заняли КПРФ, ЛДПР и блок «Родина», соответственно.

Победив на выборах «Единая Россия» получила конституционное большинство, что позволило ей практически монополизировать законодательную деятельность, не принимая во внимание возражения оппозиции (КПРФ, Родина, ЛДПР).

Реформы символики РФ (2000 г.): были приняты законодательные акты, изменившие символикуерб, Флаг и Гимн).

Судебная реформа началась с предписания трем федеральным округам в мае 2000 г. (Амурской области, Ингушетии и Башкортостану) привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ. Кроме того, было продолжено начатое в 1993 г. создание судов присяжных.

В национальной политике важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Несмотря на некоторые успехи второй чеченской войны (1999-2003) дальнейшее противостояние российской федеральной армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской и диверсионной войны. После событий в театре на Дубровке в Москве (захват чеченскими террористами заложников) 23 октября 2002 г. правительство было вынуждено пойти на проведение референдума в Чечне (март 2003 г.) и начать разработку Конституции Чеченской Республики.

Социально-экономические изменения. Финансовая политика.

Основные задачи – выход из экономического кризиса и стабилизация социальной сферы путем достижения устойчивого и динамического развития экономики, повышения ее конкурентоспособности.

В социальной сфере проводятся регулярные индексации доходов населения, выплачиваются пособия по безработице и дотации многодетным семьям, в крупных населенных пунктах организованы курсы по переподготовке и трудоустройству. Однако 90% населения страны сохраняло низкое благосостояние, в особенности работники бюджетных сфер регионов.

В финансовой сфере одной из важнейших реформ, направленных на стабилизацию развития экономики и контроля доходов теневой экономики, стала реформа налоговой системы. Суть: 1 января 2001 г. был введен единый 13%-ный налог на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов. Результат принятия мер по финансовой стабилизации: сокращение бюджетного дефицита и принятие в 2001 г. бездефицитного бюджета.

В развитии промышленности в 2000-2003 гг.:

1) идет процесс денационализации путем продажи акций крупных государственных предприятий (Славнефть, др.);

2) продолжается формирование крупной олигархии;

3) происходит дальнейшая монополизация отдельных отраслей промышленности (газовая, нефтяная отрасли, электроэнергетика, др.).

Неудача экономической политики:

1) не был преодолен спад промышленного производства;

2) не была проведена назревшая реформа сельского хозяйства.

Оценки внутренней политики Путина.

Положительные результаты: укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России. Отрицательные – подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидация гражданского общества, сверхцентрализация, всевластие бюрократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: