Понятие «перестройка». Основное содержание перестройки – социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений. Перестройку можно определить как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.
Объективные предпосылки:
1. стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере;
2. политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х гг. устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках.
Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй половине 70-х – начале 80-х гг. к руководству страны относительно молодых политиков (М. С. Горбачев, Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварднадзе, Н. И. Рыжков, А. Н. Яковлев), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества.
|
|
Следует отметить, что, как и для всех модернизаций в России, переход к перестройке оказался вынужденным.
В истории перестройки выделяют четыре периода:
1. с марта 1985 г. по январь 1987 г. – проходит под лозунгом «больше социализма»;
2. 1987-1988 гг. - «больше демократии»;
3. 1989-1991 гг. – период размежевания и раскола в лагере перестройки;
4. августовский путч 1991 г. и отстранение от власти М. С. Горбачева, резкое изменение соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок, приход их к власти и начало соединения идейно-политической революции с радикальными антисоциалистическими преобразованиями. Октябрьские события 1993 г. завершили перелом в истории России. Несмотря на их насильственный, кровавый характер, эти события можно считать концом четвертого этапа перестройки.
Изменения в общественно-политической жизни государства.
В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. На апрельском Пленуме ЦК КПСС было заявлено о начале политики перестройки – 1) выдвинута стратегия ускоренияхозяйственного развития в качестве главной экономической задачи; 2) провозглашение политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера, способного открыть второе дыхание существующей системе. При этом провозглашенный курс не был подкреплен четко разработанной программой преобразований.
|
|
Поэтому спустя год была выдвинута несколько иная стратегия реформ, получившая название «перестройка». Не имея достаточного представления о конечных целях, путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности. Основные проявления политики гласности:
- снятие цензуры и разрешение издания новых газет;
- возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки;
- широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан;
- развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.
В конце 80-х гг. начинаются преобразования структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней был утвержден курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Конституционная реформа сыграла важную роль в демократизации политической системы, перераспределив высшую власть в пользу демократического органа – Съезда народных депутатов и Верховного Совета (постоянно действующий парламент, избираемого из депутатов съезда). Таким образом, была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система представительных органов.
Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г.он был избран первым Президентом СССР.
В целом в основе явного провала реформ лежала попытка решения двух задач – модернизации структуры государственной власти и сохранения партийной монополии на власть.
Складывание многопартийной системы.
Особенности: 1) отсутствие длительной и прочной традиции многопартийности с устоявшимися нормами взаимоотношений, цивилизованным стилем общения, предвыборных форм борьбы за избирателей, культурной полемики в стране; 2) переход к многопартийности начался с формирования так называемых «неформальных» организаций; 3) отсутствие законодательных норм, на основе которых политические организации могли быть зарегистрированы и получить законный статус; 4) отсутствие политического единства в рядах партийной номенклатуры, что создавало условия для разложения существующей политической системы в целом.
Ультраправое направление было представлено «Демократическим союзом», выступившим за резкую и безоговорочную смену модели общественного развития, и партиями христианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ХДПР).
Либеральное направление было представлено «Демократической партией Советского Союза» ( позже преобразованной в «Консервативную партию»), «Демократической партией России» и другими демократическими партиями (ДП, РПРФ, тремя партиями конституционных демократов), выступившими с идеей создания в России правового государства. В октябре 1990 г. большинство из них объединилось в массовое общественно-политическое движение «Демократическая Россия».
Социал-демократическое направление представлено социал-демократическими (СДА, СДПР) и Социалистической партиями, выступавшими за модернизацию общества через систему социальных реформ. К этому направлению тяготели и партии анархистского толка (АКРС, КАС), выступавшие за безгосударственный социализм.
|
|
Общим для большинства новых партий было то, что в их программах выдвигались одни и те же демократические лозунги, ранее введенные в оборот М. Горбачевым. Поэтому какой-либо серьезной альтернативы курсу на «перестройку» ни одна партия не смогла предложить.
Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС. В 1990 – начале 1991 г. в ней образовалось три платформы (демократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ. Сторонники двух последних платформ, как и новых образований, возникли внутри КПСС (КП РСФСР, объединение «Единство — за ленинизм и коммунистические идеалы»), придерживались фундаменталистских взглядов и оставались сторонниками идеалов коммунизма.
В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе, что стало стимулом возникновения новых партий и движений. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий.
Начался массовый выход из КПСС, фактически прекратили свою деятельность комсомол и пионерская организация как молодежная и детская структуры КПСС. Такое развитие событий вело к укреплению агрессивно- реакционного крыла КПСС, побуждая его к активным действиям. После событий 19-21 августа 1991 г. КПСС как всесоюзная организация фактически прекратила свое существование. М. С. Горбачев сложил с себя обязанности Генерального секретаря.
Таким образом, становление системы многопартийности в годы перестройки имело противоречивый и незавершенный характер. Однако этот процесс имел положительное значение для разрушения административно- командной системы и возникновения новых общественно-политических отношений в государстве.
Начало экономических реформ.
Пленум ЦК КПСС в апреле 1985 г. сформулировал задачу «ускорения социально-экономического развития страны»: 1) увеличение темпов роста национального дохода; 2) активизация социальной политики (решение жилищного, продовольственного и других вопросов); 3) реконструкция промышленного производства, его перевод на новые научные и технологические основы (роботизация, создание мощных производственных комплексов и т. д.).
|
|
Резервами «ускорения» должны были стать:
- более полная загрузка имеющихся производственных мощностей;
- рационализация и механизация производства;
- повышение качества продукции;
- активизация «человеческого фактора».
Новые меры предполагалось вводить в рамках старой системы. Введение госприемки вело к увеличению управленческого аппарата, росту материальных затрат. Старое оборудование увеличивало аварийность.
Первые годы перестройки показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Существовали две альтернативы развития СССР:
1. опыт, основанный на примере Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа;
2. осуществление демократизации и экономических реформ одновременно.
Горбачевым и его ближайшим окружением был избран второй вариант развития. В июне 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС была предложена программа реформ в экономике – переход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством.
Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации. Однако в условиях, когда не проводились меры по структурной перестройке управления хозяйством, сохранялись министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых результатов. Упомянутые законы вступили в противоречие с оставшейся неизменной экономической практикой и только усилили дисбаланс экономики.
Предпринимались попытки упразднения некоторых министерств и ведомств, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.
В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.
Экономическая реформа (в основу которой были положены разработки Абалкина, Заславской, Бунича и др.) предполагала:
- сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством;
- расширение самостоятельности предприятий, хозрасчет, самофинансирование;
- постепенное возрождение частного сектора;
- отказ от монополии внешней торговли;
- интеграция в мировой рынок;
- расширение форм хозяйствования на селе.
На рубеже 80-90-х гг. были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.). На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения.
Принятие Закона «Об общих началах предпринимательства в СССР» и постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» (1990 г.) должно было содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.
Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства
Несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получившие название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них — «Программа 500 дней» — была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина – предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.
Реформирование экономики не было доведено до логического конца и имело значительные социально-экономические издержки. С 1988 г. намечается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Нехватка продуктов питания привела к их нормированному распределению, а усиление инфляционных процессов и дефицит бюджета – к первым массовым забастовкам рабочих.
Таким образом, реформирование экономики в период перестройки не привело к значительным позитивным результатам. Сказалось сильное влияние старых, традиционных отношений системы социализма, а также непоследовательность и осторожность в действиях реформаторов.
Кризис перестройки и распад Союза.
Весной 1990 г. начался последний этап перестройки, который можно охарактеризовать как ее кризис. Постоянные колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в «буржуазности», «предательстве дела социализма», в срыве перестройки в том виде, как она замышлялась, а демократы осуждали за нерешительность и непоследовательность.
Не вызывает сомнения, что логика процесса демократизации требовала от застывшей административно-хозяйственной системы перераспределения власти и функций управления в пользу низовых органов управления, новых самодеятельных демократических образований. Однако этот сложнейший процесс имел серьезные издержки: рост сепаратистских тенденций, местничества и т. п. Одним из самых опасных симптомов сепаратизма, в целом определивших впоследствии ход, а также нынешний невысокий результат преобразований, явился рост национальной напряженности в республиках СССР.
В середине 80-х гг. в состав СССР входили 15 союзных республик. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты.
В этих условиях центр проявил свою полную неспособность, во-первых, справиться с урегулированием межнациональных конфликтов, во-вторых, с экономическими трудностями. Растущее недовольство усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Первоначально радикальные силы в республиках выступали под лозунгами борьбы за перестройку. Но постепенно национальные силы взяли курс на достижение суверенитета и независимости, созданы предпосылки для подъема широких национальных движений, которые оформились в условиях:
1) отсутствия реальных прав и полномочий у союзных республик;
2) разрыва уровней экономического развития республик;
3) стремления части республиканского парламента закрепить свое положение.
В 1988-1990 гг. в союзных республиках в полный рост поднялось национальное движение и формировались партии, выступавшие за выход из СССР. Декларации о государственном суверенитете приняли Эстония, Литва, Латвия, Азербайджанская ССР и другие. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым Президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом – А. В. Руцкой.
Принятием деклараций союзных республик о суверенитете был поставлен вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. Проект поддержали девять республик, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и республик Прибалтики.
В августе 1991 г. часть союзного руководства совершает попытку государственного переворота. Созданный Государственный комитет по чрезвыайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г. Янаева фактически отстраняет М. Горбачева от выполнения президентских функций, блокируя его в южной резиденции Форос. После подавления путча процесс распада СССР принимает необратимый характер. 21 декабря 1991 г. одиннадцать республик, ранее подписавших декларацию о намерениях войти в обновленный союз, объявили о роспуске СССР. Страны Балтии и Грузия поддержали данное решение.
На встрече в Беловежской пуще Б. Ельцин, Л. Кравчук и В. Шушкевич, а затем на встрече в Алма-Ате руководители бывших союзных республик (кроме Эстонии, Латвии и Грузии) прекратили действие союзного договора 1922 г., СССР перестал существовать, а президент Горбачев ушел в отставку. На территории бывшего Союза возникло Содружество независимых государств (СНГ).
Таким образом, стремление Горбачева сохранить основы прежней политической системы и руководящую роль Коммунистической партии были обречены на поражение. Либеральные реформы в рамках тоталитарного государства вели его к разрушению. Перестройка переросла в антикоммунистическую революцию, разрушившую Союз.