Основные принципы дидактики были сформулированы Яном Амосом Коменским в 16 в. и впоследствии дополнялись в соответствии с развитием цивилизации и образования.
1. Принцип направленности обучения на решение задач во взаимосвязи.
2. Принцип научности обучения – опирается на связь между содержанием науки и учебного предмета. Он предполагает соответствие содержания образования уровню и перспективам развития соответствующей отрасли научных знаний, формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания, усвоение основных закономерностей процесса познания с позиций диалектического материализма.
3. Принцип связи обучения с жизнью – практикуется в государственном строительстве.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. (требуюет располагать материал с учетом логики изучаемой научной системы знании и закономерностей развития научных понятии в сознании учащихся).
5. Принцип доступности ( учитывает уровень подготовки и возрастные особенности учащихся).
6. Принцип активности и сознательности в обучении при руководящей роли руководителя требует всемерной активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания образования;
7. Принцип наглядности обучения ориентирует на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.
8. Принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач обучения.
9. Принцип сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач. Содержания и методов обучения.
10. Принцип создания необходимых условий для обучения.
11. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования воспитания и развития.
12. Принцип единства обучения, воспитания и развития предполагает неразрывную связь обучения и воспитания на основе формирования подлинно научных знаний, умений и навыков в сочетании с развитием и обогащением мировоззренческих и поведенческих качеств личности, творческих способностей учащихся.
13. Принцип связи теории с практикой предполагает вовлечение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, в общественно полезный, производительный труд, позволяющий на практике применять приобретенные в процессе обучения знания, умения, навыки, опыт творческой работы.
14. Политехнический принцип ориентирует на изучение учащимися в теории и на практике наиболее типичных и перспективных производственно-технологических процессов, машин, механизмов и тех явлений, которые лежат в основе их работы.
15. Принцип преемственности предполагает установление необходимых межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения, организацию учебной деятельности с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся.
16. Принцип индивидуального подхода в обучении в сочетании с принципом коллективной организации учебной деятельности и т. д.
Частнометодические (специфические) принципы, применяемые только в сфере преподавания физики. Например, принципами связей между физическими теориями в системе физических знаний являются принципы соответствия, дополнительности, симметрии, причинности.
Таким образом:
МПФ – это педагогическая наука, являющаяся приложением принципов дидактики к преподаванию учебного предмета физики. При этом обучение и воспитание составляют в целом образование, которое рассматривается как ценность, как процесс, как система, как результат.
Основными общими принципами дидактики в методике преподавания физики являются принципы Я.А. Коменского, дополненные принципом политехнизма и другими. Из общих подходов обучения физике выделены личностно-ориентированный, культурологический, системный, ресурсный, средовой, деятельностный, ценологический, компетентностный.