Общие сведения об экспериментальных умениях (ЭУ)

Важно на ранних стадиях физического образования закладывать у учащихся развитие универсальных и специфических экспериментальных умений и навыков. Именно в процессе изучения физики происходит формирование экспериментальных умений (ЭУ), научного типа мышления, которое является универсальным, обеспечивая объективность результата в любой деятельности. ЭУ складываются из освоенных действий или операций.

Операция – действие при использовании средств действия (напр. измерение силы тока амперметром). Функциональные части действия: ориентировочная, исполнительная, контрольно-корректировочная.

Формы проявления действия: материальная (материализованная), внешнеречевая, внутренняя речь, умственная;

Характеристики действий:

- обобщенность;

- развернутость;

- освоенность;

- самостоятельность.

Измерение – соотношение свойств объектов или явлений эталоном, с числами, осуществляемое по определённым правилам.

Умение – это освоенное действие. Для формирования ЭУ учащиеся должны быть вовлечены в экспериментальную деятельность, которая осуществляется при выполнении лабораторных работ (ЛР). Структурные элементы экспериментальной деятельности: цель, предмет деятьельности, средства, методы, продукт. ЭУ у учащихся формируются при выполнении лабораторных работ (ЛР). ЭУ включают в себя интеллектуальные и практические умения.

Интеллектуальные умения: умение определить или увидеть цель, выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять погрешности, анализировать результаты, оформлять отчеты, делать выводы.

Практические умения: собирать установку, наблюдать, измерять, экспериментировать.

В процессе выполнения ЛР у учащихся вырабатываются личностные и профессиональные качества. Личностные качества: аккуратность в работе, организованность, настойчивость в получении результата, культура умственного и физического труда. Профессиональные качества будущего физика-исследователя – наличие исследовательской и информационной культуры

Классификации ЛР

В зависимости от дидактических задач ЛР можно разделить на:

· проверочные (иллюстративные);

· эвристические (исследовательские).

Классификация ЛР по организационным условиям проведения рис.1.

 
 


Рис.1. Схема, отражающая виды ЛР по организации их проведения

Фронтальные ЛР – это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса единовременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование.

Специальный физический практикум (СФП) введен в школьную программу физики в 1957 году, хотя первые учителя стали проводить СФП раньше.

Отличие СФП от фронтальных ЛР: СФП не связан по времени с изучаемыми материалами. Он может проводиться в течение учебного года, в конце учебного года, четверти, полугодия и включает серию опытов по той или иной теме или всему курсу. Работы выполняются в группах по 2 – 3 человека и на последующих занятиях происходит смена работ по графику.

Домашние экспериментальные работы – простейший самостоятельный эксперимент который выполняется учащимися дома без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы. Например, учащиеся могут пронаблюдать дома интерференцию в мыльном клине; выращивание кристаллов CuSO4.

Дидактическим условием формирования ЭУ, осуществляемых в процессе выполнения ЛР, является наличие методического сопровождения – блока методических разработок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: