Упражнения. Вспомните, какие слова и почему называются синонимами, антонимами и омонимами

Вспомните, какие слова и почему называются синонимами, антонимами и омонимами.

1. Вставьте в скобки слово-омоним, которое соответствует понятиям, стоящим за скобками:

собака (...) прейскурант,

шалость (...) болезнь,

металл (...) кожа,

животное (...) монах,

лес (...) химический элемент,

игральная карта (...) литературное произведение,

небесное тело (...) морской обитатель,

символ девичьей красоты (...) символ смерти,

одежда балерины (...) упаковка,

шифр (...) слесарный инструмент.

(Цит. по­: Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. – М., 1972).

Приведите собственные примеры омонимов и определите смысл «логического тождества».

2. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях:

«13 – нечётное число», «7 не делится на 3 без остатка», «блок», «искусственный интеллект», «факультет БГУИР», «средневековая эпоха», «контроллер», «Париж – моя мечта», «экономический факультет БГУИР расположен в пятом корпусе», «поскольку студенты всех специальностей БГУИР изучают логику, то и Вы, как студент БГУИР, будете ее изучать», «акция», «сознательный», «выбор», «безбилетный», «автобус».

3. Укажите объем следующих понятий:

Черное море, независимый, поэт пушкинской поры, персональный компьютер, декан, алогичный, кентавр, самая кровопролитная война, Циклоп, создатель дизеля, цветы, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм, лама, Президент Республики Беларусь, основатель кибернетики, вечный двигатель.

4. Определите вид отношений по содержанию и объёму между следующими понятиями:

столица – Лондон,

нация – общность людей,

геометрическая фигура – стройная фигура,

мобильный телефон – современный телефон,

классическая музыка – классическая литература,

аудитория №301 – аудитория №321,

аудитория №301 – дело №301,

клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства,

ЭВМ – закон Божий,

Аристотель – создатель логики,

образование – здоровье.

5. Укажите понятия, подчиненные нижеследующим:

книга, закон, событие, акция, программа, планета, устройство ввода–вывода, преступление, движение, задача, документ, балет, пьеса, роман, механизм, наука, монитор, радиатор.

6. Укажите понятия, подчиняющие нижеследующие:

кино, свадьба, фарс, математика, агорафобия, банан, лекция, закон де Моргана, БГУИР, А. С. Пушкин, гепатит, буддизм, епископ, кража, повесть, роза, пролог, мобильный телефон, винчестер.

7. Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствуют следующим схемам:

                               
   
     
     
     
     
 
 
 
 
 
 
   
 
   
 


Литература

Малыхина, Г. И. Логика / Г. И. Малыхина. – Минск, 2003, 2005. – Гл. I, гл. II, § 1–4.

Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М., 1986. – Гл. II. § 1–4.

Краткий словарь по логике / Д. П. Горский [и др.]. – М., 1991.

Кириллов, В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1982. – Гл. II. § 1–4.

Логика / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 1994. – Гл. II. § 1, 2.

Сборник упражнений по логике.– Минск, 1990. – Гл. II. § 5–7.

Свинцов, В. И. Логика / В. И. Свинцов. – М., 1987. – Гл. II. § 12–23.

Формальная логика / отв. ред. И. А. Чупахин, И. Н. Бродский. – Л., 1987. – Гл. I. § 1, 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: