Понятия товарного ассортимента и товарной номенклатуры. Решения по управлению товарным ассортиментом

Товарный ассортимент – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Обычно под ассортиментом товаров понимается группа товаров, связанная между собой либо в силу схожести сферы их функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений.

Ассортимент товаров обычно включает предлагаемые предприятием ассортиментные группы и ассортиментные позиции в рамках товарной номенклатуры:

- ассортиментная группа – это набор взаимосвязанных то­варов.

- ассортиментная позиция – это конкретный продукт, вхо­дящий в ассортиментную группу.

Товарный ассортимент характеризуются: широтой (количество изготовляемых ассортиментных групп); глубиной (количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе); насыщенностью (количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах); гармоничностью (степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких – то иных показателей).

Товарный ассортимент может быть:

· функциональным (мебель, продовольственные товары);

· потребительским (товары для взрослых, детские товары);

· сбытовым (продажа товаров в универмаге, универсаме, на рынке);

· ценовым (товары класса «люкс» или дешевые товары).

При разработке товарной политики предприятия важное значение имеет так же понятие товарной номенклатуры, которое является шире понятия товарного ассортимента. Товарная номенклатура – это систематизированный перечень товаров с классификацией и разделением на группы и подгруппы. Т.е. если у организации насчитывается несколько ассортиментных групп товаров, то говорят о товарной номенклатуре. Таким образом, товарная номенклатура представляет собой совокупность всех ассортиментных групп товаров и ассортиментных позиций, предлагаемых покупателям конкретным продавцом с четким разделением на группы и подгруппы.

Под широтой товарной номенклатуры имеют в виду общую численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых предприятием. Широта товарного ассортимента отчасти определяется целями, которые ставит перед собой предприятие. У предприятий, старающихся прослыть поставщиками исчерпывающего ассортимента или добивающихся завоевания большей доли рынка, товарный ассортимент обычно широкий. Предприятия же заинтересованные, прежде всего, в высокой прибыльности своего бизнеса, имеют обычно суженный ассортимент доходных изделий. Но с течением времени их товарный ассортимент обычно расширяется: либо при помощи наращивания, либо при помощи его насыщения. Наращивание ассортимента происходит тогда, когда предприятие выходит за пределы того, что производит в настоящее время.

Глубина товарной номенклатуры рассматривается как варианты предложений отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

Под насыщенностью товарной номенклатуры понимают общее число составляющих ее отдельных товаров. Насыщение товарного ассортимента происходит за счет добавления новых изделий в его существующих рамках. Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку.

Под гармоничностью товарной номенклатуры подразумевают степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей.

Чтобы обеспечить эффективную деятельность на рынке, предприятие должно постоянно совершенствовать свой ассорти­мент товаров. Управлять товарным ассортиментом – значит предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет поку­пателей с точки зрения его широты и глубины, а так же насыщенности и гармоничности. При управлении ассортиментом следует по­стоянно анализировать и оценивать выпускаемые предприятием товары, ориентируясь на их соответствие потребностям потреби­телей. На основе такого анализа принимают решения по:

· снятию с производства устаревших товаров;

· соотношению между «старыми» и «новыми» товарами в ассортименте;

· разработке новых видов товаров.

Параметры, характеризующие товарную номенклатуру и товарный ассортимент, помогают предприятию определить свою товарную политику. Предприятие может расширить свою деятельность четырьмя способами. Оно может расширить товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров. Оно может увеличить насыщенность уже существующих ассортиментных групп товаров, приблизившись к положению компании с исчерпывающим ассортиментом. Оно может предложить больше вариантов каждого из имеющихся товаров, т. е. углубить свою товарную номенклатуру. И, наконец, в зависимости от того, стремится ли предприятие к завоеванию прочной репутации в какой-то одной сфере или действовать сразу в нескольких сферах, оно может целенаправленно добиваться большей или, наоборот, меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: