Информационное обеспечение функционирования осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
– национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
– национальные центры управления в кризисных ситуациях Региональных центров МЧС России;
– информационные центры (центры управления в кризисных ситуациях) федеральных органов исполнительной власти;
– центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России по субъектам РФ;
– информационно-управляющие центры субъектов РФ;
– муниципальные Единые дежурно-диспетчерские службы;
– дежурно-диспетчерские службы организаций;
– средства связи и информатизации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер «службы спасения – 01».
В целях оперативного информирования населения местах массового пребывания используется система ОКСИОН.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы Единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации для соответствующих органов управления и сил Единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил Единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители всех уровней должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил Единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
При завершении основных мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации соответствующие руководители отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил Единой системы.
При угрозе возникновения или возникновении региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем Единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Новым положением определены основные мероприятия, проводимые органами управления и силами Единой системы в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
При введении режима чрезвычайного положения для органов управления и сил соответствующих подсистем Единой системы устанавливаются режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от складывающейся обстановки.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы Единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.