Медицины катастроф. Положением «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено

Положением «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что Минздравсоцразвития России создает следующие функциональные подсистемы:

- Всероссийской службы медицины катастроф;

- резервов медицинских ресурсов;

- надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – как функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, кроме того является неотъемлемой составной частью здравоохранения со своим руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства ОАО «РЖД», МВД России и других федеральных и территориальных органов исполнительной власти, в целях обеспечения своевременного оказания медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению, основными из которых являются следующие:

государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствующими указами президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами МЗ и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу. Приоритетный характер СМК обеспечивается предоставлением ей максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП);

территориально-производственный принцип. Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учётом экономических и других особенностей региона и административной территории, представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов;

централизация и децентрализация управления. Управление и организация ВСМК обеспечиваются разумным сочетанием централизованного и децентрализованного управления.

Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляющей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК, независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Децентрализация предусматривает ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определённой территории;

плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с медицинскими силами других министерств и ведомств, службами РСЧС, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского персонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.);

принцип единоначалия при ликвидации медицинских последствий ЧС определяет полномочия руководителя единолично в пределах своей компетенции принимать решение в соответствии с предложениями подчиненных;

принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации;

принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает,что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение – для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигие-нических мероприятий; снабжения медицинским имуществом;

медицинская сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказания экстренной медицинской помощи в ЧС;

эшелонирование и маневр силами и средствами в целях обеспечения своевременности, непрерывности и эффективности оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим;

лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организуется на основе двухэтапной системы организации лечения пораженных с их эвакуацией по назначению;

принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа может быть осуществлена различными мерами мотивации;

мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС. Достигаются наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; использованием для доставки сил и средств службы в район ЧС и эвакуации пораженных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф;

разумная достаточность сил и средств ВСМК и экономическая целесообразность их использования;

юридическая и социальная защищённость медицинских и других специалистов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой 14.07.1995г. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту);

всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.

Основными задачами ВСМК являются:

– организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствии ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

– своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пораженных, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инвалидности и летальности;

– проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастроф на население и быстрейшую его реабилитацию;

– обеспечение санитарного благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в зонах катастроф и прилегающих территориях;

– сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений;

– обеспечение экстренных поставок лекарственных средств в ходе ликвидации последствий ЧС;

– проведение судебно-медицинской экспертизы погибших, судебно- медицинского освидетельствования пораженных с целью определения степени тяжести поражения и прогнозирования трудоспособности;

– оперативное управление силами ВСМК, маневр ими, взаимодействие.

Кроме того, ВСМК принимает участие в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними; проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС; осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС; разработке и осуществлении мер по социальной защите населения; проведении гуманитарных акций; обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

Решение задач, стоящих перед СМК, может быть обеспечено проведением следующих мероприятий:

– созданием, оснащением, организацией деятельности, подготовкой и поддержанием в высокой степени готовности органов управления, учреждений, формирований и личного состава службы к работе по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

– разработкой и внедрением в практику здравоохранения теоретических, методических и организационных основ медицинского обеспечения населения в ЧС;

– созданием накоплением, хранением, освежением, учетом, контролем и рациональным использованием резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для работы формирований и учреждений службы в ЧС;

– подготовкой и повышением квалификации специалистов ВСМК к работе в ЧС, их аттестацией;

– разработкой методических основ и обучением населения и спасателей правилам адекватного поведения в ЧС и оказанию первой медицинской помощи при различных катастрофах;

– научно-исследовательской работой и изучением опыта в области медицины катастроф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: