Личность как объект организационного поведения

Личность – это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

В структуру личности включаются: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности – это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоция и мотивация – это соответственно переживания и побуждения к деятельности; социальные установки – убеждения в отношении людей. Воля – это свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Волевые качества человека: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо (динамика поведения: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) (психофизиологическая типология).

Характер – это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки; свойство, от которого зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях (т.е. совокупность свойств личности, определяющая типичные(!) способы ее реагирования на жизненные обстоятельства) (от слова «характер» → «характеристика человека», но личность – больше, чем характер).

Черты характера человека (т.е. особенности его личности):

а) основной психологический склад (принципиальность, целеустремленность, честность, мужество и т.д.);

б) отношение человека к другим людям (обязательность, скрытность, чуткость, справедливость и т.д.);

в) отношение человека к самому себе (чувство собственного достоинства, самокритичность, тщеславие, самомнение, застенчивость, эгоцентризм и т.д.);

г) отношение человека к труду, делу (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность и т.д.) (люди деятельные (теория «У» Д. МакГрегора) и бездеятельные (теория «Х»)).

Поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению, называется ролью. Менеджер выполняет роли (по Г. Минцбергу):

а) межличностные (лидер);

б) информационные;

в) связанные с принятием решений.

Мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Мотивы поведения человека (т.е. осознанные им потребности) зависят от типологии личности и конкретной ситуации (т.е. внутренних и внешних факторов). Мотивирование (процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям) – это сердцевина управления человеком. Существует множество теорий мотивации (от А. Маслоу до В. Врума), на которых могут быть построены соответствующие механизмы создания интереса к работе, высокой отдачи и ответственности за результаты.

Персональное развитие в организации – это одно из требований к менеджменту организации, который должен создавать условия, проводить политику и строить механизмы мотивации для постоянного развития личности, ее самосовершенствования и самореализации. В частности, организации с высокой культурой планируют карьеру сотрудников как по вертикали (рост в должности), так и по горизонтали (рост профессионального мастерства), создают условия для всестороннего развития личности с учетом ее индивидуальности и целенаправленности. Это способствует активации трудовой деятельности и обеспечению эффективности всей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: