Библиографический список. 1. Феодосьев В.И. Основы техники ракетного полета

1. Феодосьев В.И. Основы техники ракетного полета. – М.: Наука, 1981, 494с.

ПРИЛОЖЕНИЕ (характеристики некоторых современных двигателей)

Основные характеристики двигателя РД-0146

9 октября 2001 года Конструкторское бюро химической автоматики имени С.А.Косберга (КБХА, Воронеж) успешно провело первое огневое испытание кислородно-водородного ЖРД РД-0146 нового поколения. Впервые в отечественной практике двигатель построен по «безгазогенераторной схеме»: жидкий водород (ЖВ), проходящий через рубашку охлаждения камеры сгорания, газифицируется и используется для привода турбонасосного агрегата (ТНА), а затем в газообразном виде поступает в камеру, где дожигается с жидким кислородом (ЖК).

Ниже в таблице представлены сравнительные характеристики этого двигателя и его ближайших аналогов.

Кислородно-водородные двигатели безгазогенераторной схемы

Характеристики РД-0146 RL-108-2 LE-58
Страна Россия США Япония
Фирма КБХА Pratt & Whitney Mitsubishi Heavy
Назначение РБ «Протон-М», «Ангара», «Аврора» Вторая ступень РН Delta3, -4 Вторая ступень РН Н-2А
Особенности схемы Дожигание «мятого» водорода в основной камере сгорания Истечение «мятого» водорода через сопловой насадок
Тяга в вакууме, кН(тс) 98,1 (10,0) 106 (10,8) 137,2/88,1 (14,0/9,0)
Масса, кг      
Удельный импульс в вакууме, с (м/с) 463…470* (4537,4…4606*) 466,5 (4571,7) 450/448 (4410/4390,4)
Давление в камере, атм (Па) 80 (784х104) 42,2(413,56х104) 35,6(348,88х104)
Соотношение компонентов, Ок:Гор 6.0:1.0 6.0:1.0 5.5:1.0
Частота вращения насоса горючего, тыс. об/мин   36,7  
Частота вращения насоса окислителя, тыс. об/мин   14,7 17,8
Степень расширения сопла -    
*определяется степенью расширения сопла

На РД-0146 впервые в отечественной практике используются два раздельных ТНА (окислителя и горючего), причём ротор последнего вращается с рекордной частотой – более 120 тыс. об/мин, и, кроме того, некоторые ноу-хау КБХА: 1 - упруго-демпферные опоры роторов ТНА; 2 –гранульная технология изготовления колёс насосов. Зажигание в двигателе электроплазменное, в отличие от электроискрового в RL-10 или пиротехнического в 11Д56 и КВД-1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: