1. Избегать использования специальных терминов или сленга, присущего определенной субкультурной группе.
2. Формулировки простых по смыслу вопросов и ответов должны быть короткими и четкими.
3. Вопросы не должны быть многозначными, т. е. не должны включать еще и отдельные «подвопросы».
4. Надо избегать «подталкивающих» вопросов, неявно указывающих респонденту на то, какой именно ответ от него ожидается.
5. Лучше не использовать формулировки, которые содержат в себе отрицание.
6. Вопросы, требующие особой компетентности респондента, следует задавать только тем людям, кто способен на них ответить.
7. Надо избегать слов и выражений, которые могут по-разному восприниматься представителями отдельных субкультурных групп.
8. Следует корректно определять пространственные и временные координаты.
9. Следует учитывать фактор социальной желательности, стремление респондентов «предугадать» нормативный, как ему кажется, ответ и заслужить одобрение.
10. Последовательность вопросов в анкете:
|
|
· Простые вопросы следует располагать в самом начале опросного листа.
· Должно быть соответствие между начальными вопросами и заявленной во введении к анкете целью исследования.
· При формулировке вопросов и вариантов ответов следует переходить от простого к более сложному и от конкретного к более абстрактному.
· Надо избегать однообразия в конструкции вопросов и выборе формата для ответа.
11. В длинных анкетах, затрагивающих не одну, а несколько тем, отдельные разделы следует предварять краткими вступлениями, настраивающими участника опроса на проблематику, которой посвящен тот или иной раздел.
Заключительная часть – «паспортичка».
Включает антропометрические вопросы, то есть данные, касающиеся социально-демографических характеристик респондента – его пола, возраста, уровня образования, профессии, семейного положения и т. д.
Обычно эту часть анкеты предваряет стандартная фраза: «А теперь сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе».
Пример
Ваш пол: 1. Мужской 2. Женский.
Ваш возраст: _________ (полных лет).
Типы вопросов в анкете