Лекция 2. 1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса

1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.

СПРОС — отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином, благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на бла­го находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то ко­личество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

· цена блага;

· цены других благ;

· доходы покупателей;

· общее количество покупателей данного блага;

· предпочтительные вкусы покупателей;

· инфляционные ожидания;

· экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выра­жается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокра­щается при ее повышении. При этом нет строго одинакового со­отношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский эконо­мист А. Маршалл (1842-1924).

В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между це­ной и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое по­купатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизон­тальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по верти­кальной — цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зави­симость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

Объем спроса

Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки

С повышением цены объем спроса снижается по двум при­чинам. Первая причина — эффект замены (замещения). Ког­да цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эф­фекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увели­чивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколь­ко беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в ре­зультате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спро­са остаются неизменными только в учебниках.

Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меня­ется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличива­ется средний реальный доход населения, возрастает числен­ность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.

Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага бу­дет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига — при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.

Объем спроса

Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса

Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спро­са смещается вправо, при уменьшении — влево.

Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение но кривой спроса (рис. 2.3).

Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.

Объем спроса

Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса

Когда цена на благо снизится при прочих равных услови­ях, потребители также будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показы­вает перемещение вдоль кривой спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: