Индивидуальный и рыночный спрос

В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Функция индивидуального спроса потребителя характе­ризует его реакцию на изменение цены данного блага при до­пущении, что его доход и цены других благ неизменны.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос конкретного по­требителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рис. 12.1. Эффект от изменения цен

На рис. 12.1 показан потребительский выбор, на котором индивид останавливается, распределяя фиксированный доход между двумя благами при изменении цеп на продовольствие.

Первоначально цена продуктов питания составляла 25 р., цена одежды — 50 р., а доход равнялся 500 р. Максимизирую­щий полезность потребительский выбор находится в точке В (рис. 12.1, а). В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возмож­ность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U2.

На рис. 12.1, б изображена взаимосвязь между ценой на продовольствие и требуемым их объемом. На оси абсцисс от­ложен объем потребляемого блага, как и на рис. 12.1, а, но на оси ординат теперь отложены цены на продовольствие. Точка Е на рис. 12.1, б соответствует точке В на рис. 12.1, а. В точке Е цена продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц.

Допустим, что цена продовольствия повысилась до 50 руб. Поскольку бюджетная линия на рис. 12.1, а вращается по ча­совой стрелке, она становится вдвое круче. Более высокая цена на продукты питания увеличила величину угла накло­на бюджетной линии, и потребитель в этом случае достигает максимальной полезности в точке А, расположенной на кри­вой безразличия U1,. В точке А потребитель выбирает 4 еди­ницы продовольствия и 6 единиц одежды.

На рис. 12.1, б показано, что модифицированный выбор по­требления соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуются 4 единицы продовольствия.

Предположим, что цена на продукты питания упадет до 12,5 р., что приведет к вращению бюджетной линии против часо­вой стрелки, обеспечивающему более высокий уровень полезно­сти, соответствующий кривой безразличия U3 на рис. 12.1, а, и потребитель выберет точку С с 20 единицами продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F на рис. 12.1,6 соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия.

Из рис. 12.1, а вытекает, что при снижении цены на продо­вольствие потребление одежды может как увеличиться, так и уменьшиться. Потребление продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты питания уве­личивает покупательную способность потребителя.

Кривая спроса на рис. 12.1, б изображает объем продоволь­ствия, которое приобретает потребитель, в виде функции от цены продуктов питания. Кривая спроса имеет две особенности.

Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.

Вторая. В каждой точке на кривой спроса потребитель мак­симизирует полезность согласно условию, что предельная нор­ма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на про­довольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.

Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предель­ной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляе­мых потребителям от благ.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС характеризует общий объем спро­са всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результа­те сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2).

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены опре­деляется посредством суммирования объемов спроса всех по­требителей при данной цене.

Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 12.2.

Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точ­ка спроса А показывается на кривой ЭБ (рис. 12.2, в).

Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отлича­ется от кривых спроса других потребителей, ибо люди неоди­наковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие — низкий. Некоторые желают кофе, а другие — чай. Чтобы получить об­щую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

Общий объем

Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса

Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший на­клон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что озна­чает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Рыночный спрос может быть рассчитан не только графи­ческим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.

Основными факторами рыночного спроса являются:

· доходы потребителей;

· предпочтения (вкусы) потребителей;

· цена данного блага;

· цены товаров-заменителей и дополняющих благ;

· количество потребителей данного блага;

· численность населения и его возрастная структура;

· распределение доходов среди демографических групп населения;

· внешние условия потребления;

· реклама;

· стимулирование сбыта;

· размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокра­щению спроса на отдельные дома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: