Лекция 3 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дота­ций, фиксированных цен на рыночное равновесие

Основными инструментами государственного регулирова­ния рынка являются:

· налоги;

· дотации;

· фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государствен­ного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения — S1 S1. Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж — Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии пред­ложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2 S2. На рынке устанавливается новое равно­весие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с P- до P+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоуголь­ника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, упла­чивают продавцы, но бремя налога распределяется между про­давцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника Р1CBP-, а взнос покупателей — Р+АСР1.

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет по­купатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем бла­га, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком слу­чае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Сле­довательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосред­ственным плательщиком налога — продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спро­са и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть нало­гового бремени приходится на покупателей и тем меньшая — на продавцов (рис. 5.3, а). Из рнс. 5.3, а видно, что взнос поку­пателей равен площади прямоугольника Р+АСР1; а взнос про­давцов — Р1СВР-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противопо­ложное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая — на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рын­ка посредством дотаций.

Дотация — это отрицательный налог, или «налог наобо­рот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как пра­вило, получают производители, но могут получать и потреби­тели.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Предположим, что линия спроса и линия предложения вна­чале занимали положения соответственно D1D1, и S1S1 Равно­весный объем продаж был равен Q1, а равновесная цена — Р1 (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие по товарной

дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета произво­дителям данного блага размером V руб. на каждую едини­цу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1,. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая произ­водителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не пол­ностью поступает в распоряжение производителей. Им до­станется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксирован­ных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: