double arrow

Содержание

I. УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ.…………………………………………………………. ...4
II. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА.……………………………………………………… ...5
Раздел I. Литература и действительность.…………………………………… ...6
Специфика искусства.………………………………………………………... ..6
Литература как вид искусства.………………………………………………. .11
Пафос искусства.……………………………………………………………... .12
Художественный образ.……………………………………………………… .16
Содержание и форма в искусстве.…………………………………………... .19
Раздел 2. Литературное произведение.……………………………………….. .21
Литературное произведение как идейно-эстетическое целое.…………….. .21
Художественная речь.………………………………………………………... .25
Стиховая форма.……………………………………………………………… .27
Художественное пространство и время.……………………………………. .32
Субъектная организация произведения.…………………………………….. .35
Роды литературы.…………………………………………………………….. .38
Раздел 3. Закономерности развития литературы.…………………………… .42
Основные художественные категории (творческий метод, жанр, стиль)... .43
Историко-литературные системы.…………………………………………... .48
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.……………………………………………………. .51
1. Проблема специфики содержания искусства в книге Е. Г. Эткинда «Проза о стихах». (Обучение приемам работы с научной литературой)......   .52
2. Художественный образ в стихотворении А. С. Пушкина «Вновь я посетил».……………………………………………………………...   .52
3. Пафос стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».…………………………………….…   .53
4. Особенности поэтического языка стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение...».………………………………………………   .54
5. Стиховая форма.………………………………………………………………. .54
6. Ритмико-мелодическая организация стихотворения А. А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...».………………………………..   .55
7. Субъектная организация рассказа А. П. Чехова «Душечка».…………….…. .56
8. Пространство и время в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник».…………….. .56
IV. ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.……………………………… .57
V. В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ЗАОЧНИКУ.…………………………………………. .57
1. Задания по темам, вынесенным на самостоятельное изучение.……………. .57
2. Контрольные работы.………………………………………………………….. .60
3. Рекомендации по конспектированию.………………………………………... .61
VI. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ.………………………………………... .63
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.……………..….. .71
VIII. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ………………………. .71

Вводный курс теории литературы играет основополагающую роль во всем цикле литературоведческих дисциплин. Этот курс дает начальные представления о сущности эстетического отношения, об искусстве как феномене культуры, о художественном произведении как идейно-эстетической системе, об основных законах литературного творчества. Курс преследует двоякую цель: во-первых, он формирует систему научных понятий у студента-филолога, а во-вторых — помогает овладеть первичными навыками анализа художественного произведения.

При составлении данного учебно-методического пособия учитывался опыт программы «Введение в литературоведение. Теория литературы», разработанной на филологическом факультете Московского государственного университета (составители: П. А. Николаев, Е. Г. Руд­нева, В. Е. Хализев. Изд. 2-е. М., 1998). Вместе с тем, читаемый в Уральском государственном педагогическом университете вводный курс теории литературы является авторским — здесь предлагается свое освещение ряда теоретико-литературных проблем и истолкование соответствующих теоретических понятий, учитывающее современное состояние научной мысли.

На следующих курсах теоретические знания студентов закрепляются в сквозной системе практикумов: практикум по поэтике литературного произведения (II курс), практикум по стилевому анализу (III курс), практикум по жанровому анализу (IV курс), практикум по современным методологиям литературоведческого анализа произведения (IV курс). На V курсе студенты знакомятся с историей отечественного и зарубежного литературоведения (школами и концепциями)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: