I. УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ.…………………………………………………………. | ...4 |
II. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА.……………………………………………………… | ...5 |
Раздел I. Литература и действительность.…………………………………… | ...6 |
Специфика искусства.………………………………………………………... | ..6 |
Литература как вид искусства.………………………………………………. | .11 |
Пафос искусства.……………………………………………………………... | .12 |
Художественный образ.……………………………………………………… | .16 |
Содержание и форма в искусстве.…………………………………………... | .19 |
Раздел 2. Литературное произведение.……………………………………….. | .21 |
Литературное произведение как идейно-эстетическое целое.…………….. | .21 |
Художественная речь.………………………………………………………... | .25 |
Стиховая форма.……………………………………………………………… | .27 |
Художественное пространство и время.……………………………………. | .32 |
Субъектная организация произведения.…………………………………….. | .35 |
Роды литературы.…………………………………………………………….. | .38 |
Раздел 3. Закономерности развития литературы.…………………………… | .42 |
Основные художественные категории (творческий метод, жанр, стиль)... | .43 |
Историко-литературные системы.…………………………………………... | .48 |
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.……………………………………………………. | .51 |
1. Проблема специфики содержания искусства в книге Е. Г. Эткинда «Проза о стихах». (Обучение приемам работы с научной литературой)...... | .52 |
2. Художественный образ в стихотворении А. С. Пушкина «Вновь я посетил».……………………………………………………………... | .52 |
3. Пафос стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».…………………………………….… | .53 |
4. Особенности поэтического языка стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение...».……………………………………………… | .54 |
5. Стиховая форма.………………………………………………………………. | .54 |
6. Ритмико-мелодическая организация стихотворения А. А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...».……………………………….. | .55 |
7. Субъектная организация рассказа А. П. Чехова «Душечка».…………….…. | .56 |
8. Пространство и время в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник».…………….. | .56 |
IV. ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.……………………………… | .57 |
V. В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ЗАОЧНИКУ.…………………………………………. | .57 |
1. Задания по темам, вынесенным на самостоятельное изучение.……………. | .57 |
2. Контрольные работы.………………………………………………………….. | .60 |
3. Рекомендации по конспектированию.………………………………………... | .61 |
VI. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ.………………………………………... | .63 |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.……………..….. | .71 |
VIII. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ………………………. | .71 |
Вводный курс теории литературы играет основополагающую роль во всем цикле литературоведческих дисциплин. Этот курс дает начальные представления о сущности эстетического отношения, об искусстве как феномене культуры, о художественном произведении как идейно-эстетической системе, об основных законах литературного творчества. Курс преследует двоякую цель: во-первых, он формирует систему научных понятий у студента-филолога, а во-вторых — помогает овладеть первичными навыками анализа художественного произведения.
|
|
|
|
При составлении данного учебно-методического пособия учитывался опыт программы «Введение в литературоведение. Теория литературы», разработанной на филологическом факультете Московского государственного университета (составители: П. А. Николаев, Е. Г. Руднева, В. Е. Хализев. Изд. 2-е. М., 1998). Вместе с тем, читаемый в Уральском государственном педагогическом университете вводный курс теории литературы является авторским — здесь предлагается свое освещение ряда теоретико-литературных проблем и истолкование соответствующих теоретических понятий, учитывающее современное состояние научной мысли.
На следующих курсах теоретические знания студентов закрепляются в сквозной системе практикумов: практикум по поэтике литературного произведения (II курс), практикум по стилевому анализу (III курс), практикум по жанровому анализу (IV курс), практикум по современным методологиям литературоведческого анализа произведения (IV курс). На V курсе студенты знакомятся с историей отечественного и зарубежного литературоведения (школами и концепциями)