Данная тема требует изучения следующих теоретических проблем:
1. Теория отражения и образность. Механизмы психики и психическая деятельность человека (восприятие, представление, память, интеллектуальные способности) являются предпосылкой и основой образного мышления. Образность — это способность человеческой психики воспринимать мир конкретно-чувственно и эмоционально, хранить в памяти представления о мире, фантазировать и воображать, то есть «пересоздавать» действительность в сознании. Нервные модели, возникающие в мозгу человека, изоморфны (подобны) объективной действительности. Психическим образам (образам представлений и образам памяти) свойственны следующие особенности: фрагментарность, динамичность, схематичность, — как мы впоследствии убедимся, эти особенности свойственны и художественным образам, создаваемым посредством слова. Психический образ и слово тесно связаны: слово выступает сигналом, который вызывает в сознании человека определенное представление (а представление, в отличие от понятия, всегда конкретно и индивидуально).
|
|
2. Искусство — «мышление в образах», эта формула Белинского универсальна. Однако, нам важно знать, в чем состоит специфика образа в художественной литературе. Обратимся к определению литературного образа, которое дает А. А. Потебня:
«... Создание сравнительно обширного значения при помощи единичного сложного (в отличие от слова) ограниченного словесного образа (знака)»;
«... Поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нем непосредственно заключено».
Следовательно, по Потебне, смысл литературного образа не исчерпывается прямым значением слова, которым он обозначен. В отличие от научной речи, стремящейся к однозначности слова (образец тому — научная терминология), слово в художественной литературе стремится к «неточности» — к актуализации, кроме прямого смысла, возможных дополнительных смыслов — оно выступает знаком «сравнительно обширного значения». А семантика художественного образа, возникающего при этом, не ограничивается, в свою очередь непосредственным воплощением (пластическим, звуковым, цветовым и т. п.) — образ «говорит нечто иное и большее», несет в себе эстетическое обобщение.
3. Особенности словесного образа, обеспечивающие его способность к конкретно-чувственному выражению сущности явлений и их эстетической оценке таковы:
а) Структура художественного образа представляет собой диалектическое единство целого комплекса противоположных начал:
— познания и оценки,
|
|
— объективного и субъективного,
— рационального и эмоционального,
— изображения и выражения,
— реального и вымышленного,
— жизнеподобия и условности,
— конкретности и обобщенности.
б) Механизм образования словесного образа — ассоциативная связь двух и более значений, заключенных внутри речевого сообщения (слова, синтагмы, фразы и т.п.). Способы ассоциативного соотнесения очень разнообразны — они осуществляются как «внутри слова» (между звуковыми, морфологическими, семантическими аспектами слова), так и «посредством слова» (между представлениями, вызываемыми соотносимыми словами). Наиболее характерны следующие виды словесных ассоциативных связей:
— ассоциативная связь между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением;
— между «внутренней формой» слова (этимологией) и его прямым значением;
— между основным значением слова и его дополнительным значением;
— между прямым значением слова и его новым значением, вытекающим из данного контекста;
— и вплоть до ассоциативного связывания между собою развернутых представлений, данных в едином речевом сообщении.
Эстетический смысл возникает именно на пересечении разных значений, в месте «сцепления» — в свете одного значения открывается красота или безобразие, трагичность или комизм, возвышенностьили низменность другого.
Рекомендуем студентам проанализировать ассоциативные связи, лежащие в основе следующих образов:
1) …На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал…
(А. Пушкин. «Вновь я посетил…»)
Какова связь между звуковой оболочкой слова и его прямым значением? Какой образ при этом возникает? Какова его смысловая наполненность: экспрессивная окраска, соотнесенность с настроением лирического героя, со всей предшествующей эмоциональной атмосферой?
2) «… Выковыряв из кучи лохмотьев керкающего, почти задохнувшегося ребенка, мать сперва выцарапывала из ноздрей и рта младенца изопревшую шерсть от шкур и совала в слепо ищущий зев недоразвитую грудь. Вздрогнув поначалу от жадно, по-зверушачьи давнувших десен, и в ожидании боли, заранее напрягшаяся мать, почувствовав ребристое, горячее нёбо младенца, распускалась всеми ветвями и кореньями своего тела, гнала по ним капли живительного молока, и по раскрытой почке сосца оно переливалось в такой гибкий, живой, родной росточек».
(В. Астафьев. Уха на Боганиде —
Из повествования в рассказах «Царь-рыба»)
Как образуется связь между двумя представлениями: Мать, кормящая младенца, и Дерево, питающее соками свой росточек? Какой образ при этом возникает: в каком эстетическом свете предстает непутевая акимкина мамка? (Советуем прочитать главу «Уха на Боганиде» целиком.)
4. Виды словесных образов (по уровням художественного текста):
— фонические и ритмические образы (аллитерации, ассонансы, анафоры и т.п.);
— лексические образы (слово-образ);
— предметные образы (деталь, подробность, интерьер, пейзаж);
— характер (образ-персонаж);
— произведение как «образ мира».
Образы каждого последующего уровня возникают на основе образов предшествующих уровней.
Литература
Аристотель. Об искусстве поэзии. Гл. 3. § 15.
Виноградов И. А. Вопросы марксистской поэтики. – М., 1972. Гл. «Образ и средства изображения». С. 53-71.
Потебня А. А. Теоретическая поэтика. – М., 1990. С. 32-35.
Эпштейн М. Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. С. 252-257.
Дополнительная литература
Палиевский П. Внутренняя структура художественного образа // Теория литературы. Основное проблемы в историческом освещении. Кн. 1. Образ, метод, характер. – М., 1962. С. 72-114.
|
|
Скиба В. А., Чернец Л. В. Образ художественный // Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.