double arrow

Специфика искусства

1. Приступая к изучению литературы как вида искусства, необходимо иметь предварительные общеэстетические представления: об эстетическом как о ценностном, объективно-субъективном по своей природе отношении между человеком и миром «по законам красоты», которое играет огромную роль в гармонизации, «очеловечивании» мира, приведении его в соответствие с духовными потребностями личности; об основных видах и проявлениях эстетического отношения — эстетических категориях (прекрасное — безобразное, возвышенное — низменное, трагическое — комическое); об эстетическом сознании и его уровнях (чувстве, вкусе, идеале) как о способе существования эстетического отношения.

2. Искусствоэто особый вид духовной и духовно-практичес­кой деятельности, специально предназначенной для эстетического освоения действительности. Все аспекты жизни: политический, социальный, философский, нравственный, психологический и др. — получают в искусстве эстетическое выражение и эстетическую оценку, то есть соотносятся с «законами красоты». Искусство сохраняет и передает опыт общества, приобщает каждого человека к подлинно человеческому, одухотворенному существованию, делает его личностью.

Искусство — такой вид человеческой деятельности, который в силу синкретизма в нем материальной и духовной, познавательной и оценочной, рациональной и эмоциональной сторон находится в центре культуры, являясь ее самосознанием и кодом.

3. История эстетики выдвигала разные концепции происхождения искусства: религиозно-мистическую, естественно-научную (Ч. Дар­вин), трудовую (Г. Плеханов). Современные культурологи связывают происхождение искусства с синкретизмом первобытного мифологического сознания (М. С. Каган), указывает на тесную связь искусства и игры (Й. Хейзинга). Первобытное искусство играло огромную роль в процессе «очеловечивания» человека, передавая информацию о социально организованных связях с миром, о духовной ценности природы и бытия самого человека. «Первоклеточкой» искусства может стать любая форма, где устанавливается ценностное взаимодействие мира и человека по законам красоты. После распада первобытного синкретизма искусство самоопределилось в культуре (автономизация художественной деятельности от других ее видов), но сохранило свой универсализм. Искусство воссоздает смысл жизнедеятельности человека и человечества в целостности, универсальности и личностном преломлении, пробуждая самосознание личности, а также приобщая ее к социуму путем побуждения (а не принуждения), изнутри, интимно.

Не случайно синонимом понятия «искусство» стало «художественное творчество»: искусство творит особый мир, «виртуальную действительность», «квазиреальность», то есть создает некую новую форму бытия, хотя бы и мнимую. В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы, по которым созидается эта «квазиреальность». Так, например, обычное трехмерное пространство становится многомерным, способным сжиматься и расширяться. В отличие от линейного времени физического мира художественное время может возвращаться вспять и забегать вперед. Вымышленные литературные герои (Наташа Ростова, Печорин, Евгений Онегин) сейчас для нас более реальны, чем действительно жившие когда-то, но бесследно исчезнувшие люди. Изображая вполне конкретные явления и совершенно индивидуальные характеры, помещая их в определенное время и пространство, искусство творит из этого «материала» свой художественный м и ф о мире, потому что воплощает в нем авторскую концепцию бытия («законы вечности»), представления художника о фундаментальных связях человека, природы и общества, о смысле человеческого существования.

а) Содержание искусства беспредельно, оно охватывает всю действительность: жизнь природы, общества и отдельного человека, исторические процессы и тончайшие проявления душевной жизни личности, прошлое, настоящее и будущее. Но искусство (в отличие, например, от науки) осваивает мир какчеловеческуюценность. Гармония или хаос мироустройства выступают в искусстве высшими критериями человеческого счастья или несчастья, сама плоть образного мира (картины природы, события, даже отдельные предметы и детали) наполнена «человеческим смыслом», прямо или косвенно выражает духовную жизнь человека или устремлена к обогащению и изменению духовного мира личности.

б) Поэтому главным предметом искусства, его основным объектом выступает человек как носитель духовного начала. Искусство потому и называют человековедением, что оно представляет собой наиболее совершенный «инструмент» постижения жизни ума и сердца человека, всего спектра его духовных отношений с миром. Не случайно центральное место в искусстве занимает образ человека. Но и иные образы искусства «человекоцентричны»: таковы, например, образы наделенных разумом и чувством животных или одухотворенные, заражающие определенным настроением образы природы.

в) Своеобразие предмета искусства определило и специфику формы, в которой осуществляется освоение действительности искусством.

Формы, выработанные любым видом общественного сознания, предназначены для обобщения, постижения и выражения сущности явлений. В искусстве ту же функцию выполняет художественный образ. Но в формах, присущих другим видам общественного сознания, обобщение достигается путем абстрагирования от конкретных черт и признаков обобщаемых явлений. В художественном же образе постижение эстетической сущности явлений и ее выражение осуществляется с сохранением конкретно-чувственного, индивидуального характера объекта. Это объясняется тем, что эстетическое освоение возможно при проникновении в конкретное, через конкретное. Только конкретность выражения истины дает возможность читателю живо представить ее, испытать эстетическую эмоцию, дать эстетическую оценку явлению, воплощенному в образе.

4. Специфика искусства проявляется также в своеобразии его связей с действительностью. Назначение искусства Н. Г. Чернышевский видел в следующем: «Воспроизведение жизни — общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни». Современная эстетика закрепляет эти положения Чернышевского, когда рассматривает искусство как синтез следующих видов человеческой деятельности: познавательной (гносеологической), оценочной (аксиологической), моделирующей (созидательной), знаковой (семиотической) и коммуникативной. Взаимосвязь всех этих видов деятельности в создании произведения искусства можно наглядно представить по схеме М. С. Кагана:

П О

       
   


М

З К

Все эти виды деятельности образуют целую систему, становясь совершенно необходимыми сторонами (характеристиками) произведения искусства. Выпадение хотя бы одной из сторон исключает рождение художественности, то есть эстетически значимого целостного отображения действительности.

В то же время именно художественность обеспечивает высокое интимно-личностное и общественное назначение искусства. В своих «Заметках об истоках искусства» Д. С. Лихачев связывает возникновение и становление искусства с борьбой человека против смерти, исчезновения, безвестности: искусство, утверждает ученый, «борется… с бесформенностью и бессодержательностью мира», «искусство вносит в мир упорядоченность»: преодолевая хаос в мире, оно помогает человеку преодолеть хаос и страх в своей душе. Есть и другие трактовки назначения искусства. Приведем некоторые из современных высказываний: «Пресотворение человека и мира — сверхзадача искусства и его природа: вечное возвращение к первоисточникам и вечное обновление» (литературовед В. А. Марков); «Я так понимаю, что вообще у искусства основная задача, его назначение в этом мире — явить некую со всеми опасностями свободу, абсолютную свободу. На примере искусства человек видит, что есть «абсолютная свобода, не обязательно могущая быть реализованной в жизни полностью» (поэт Д. А. Пригов).

Наряду с этими — мировоззренческими по масштабам функциями, искусство выполняет и другие, не столь масштабные, но не менее значимые для человека задачи. Например, искусство — одна из форм досуга, развлечение, если угодно — психологическая разгрузка. А порой человек обращается к искусству для того, чтобы вырваться из-под гнета постылой повседневности, чтобы попасть в иную, вымышленную, «красивую жизнь» и отдохнуть душой (таковы, например, феерии А. Грина — «сказками для взрослых» назвал их К. Паустовский). Таким образом, можно заключить, что искусство является полифункциональной системой.

Существуют несколько классификаций функций искусства. Согласно одной из них (М. С. Каган), все конкретные цели художественной деятельности сводятся к тем основным функциям: просветительской, воспитательной, гедонистической.

Есть и другая классификация целей художественной деятельности (по объекту искусства):

функции в отношении к человеку — способствует духовному самоопределению личности (в биографическом масштабе) и укрепляет общественные связи между людьми (в историческом масштабе);

функции в отношении к природе — некоторые виды искусства не только изображают, но и преображают природу, например, садово-парковое искусство; но главное — искусство оптимизирует отношения человека с природой, воспитывает любовное, бережное отношение к ней;

функции в отношении к культуре — искусство — это «зеркало», «автопортрет» культуры в ее целостности и специфичности;

функции в отношении к собственным потребностям — искусство — эстетический регулятор собственного развития, которое осуществляется через диалектику традиционности и новаторства.

В разных видах искусства на первый план выдвигается своя функция: военная или культовая музыка организует коллектив, а поэзия формирует духовный мир отдельной личности. В разные эпохи развития искусства одна из функций может доминировать: романтизм способствовал индивидуализации личности, а искусство соцреализма стремилось к максимальной социализации личности, вплоть до растворения ее в коллективе.

5. Творческий процесс состоит из трех важнейших звеньев: художник — произведение — читатель.

Центральная фигура творческого процесса художник. Художественный талант — это прежде всего природные задатки (высокая эстетическая восприимчивость и способность выражать свои впечатления в эстетически значимой форме — словом, жестом, мелодией, цветом и т.п., соответственная предрасположенность памяти, воображения и фантазии), которые развиваются и совершенствуются творческой учебой и трудом, возвышаясь до уровня мастерства. В то же время творческая индивидуальность художника несет на себе печать его жизненного и исторического опыта, мировоззрения, культурных и художественных традиций и норм, которые на него влияли.

Читатель — активный участник творческого процесса. Он как бы оживляет в своем воображении образы, которые «окаменели» в писательском слове, он заново восстанавливает художественный мир произведения, переживает протекающую в нем жизнь, старается постигнуть воплотившуюся в нем эстетическую концепцию действительности. Поэтому чтение художественного произведения — это сотворчество.

Но цель читательского сотворчества состоит в достижении катарсиса. По Аристотелю, катарсис — это «своего рода очищение, то есть облегчение, связанное с наслаждением». Речь идет о том, что искусство воздействует на эстетическое сознание читателя, возбуждая в нем эстетическое переживание, духовное озарение. И это приводит к более или менее существенным сдвигам в эстетическом отношении читателя к реальной действительности, влияя на мировоззрение и мироотношение личности. Таков «механизм» воздействия искусства на действительность.

Литература

Аристотель. Об искусстве поэзии. § 1,4, 9.

Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности (выводы).

Дополнительная литература

Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997. Главы: «Эстетосфера культуры как аксиологическая система»; «Искусство как полифункциональная система».

Лихачев Д. С. Заметки об истоках искусства // Контекст-1985. – М., 1986.

Закс Л. А. Художественное сознание. – Свердловск, 1989.

Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999. Гл. I. § 1; гл. III. § 2 (С. 16-32, 112-121).

Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968. С. 55-68

Теория литературы: в 2-х т. Т.1 / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 43-48.

Литература как вид искусства

Существуют разные виды искусства: живопись и другие разновидности изобразительного искусства, музыка, хореография, театр, кино, литература. Они различаются между собой по разным параметрам — по материалу, из которого созидаются, по способу существования, по характеру их восприятия.

Наша задача — разобраться в специфике литературы как вида искусства.

1. Литература — искусство слова, то есть в этом виде искусства материалом, из которого созидаются образы, выступает слово со всем богатством отложившихся в нем смыслов, выступает речь как форма коммуникации с воспринимающим. Общедоступность такого «языка искусства», как слово и речь, обуславливает универсальность литературы в эстетическом освоении действительности, а также ее влияние на другие виды искусства (пьеса и спектакль, сценарий и фильм, либретто и опера, стихи и песня и т.д.).

2. Принципиальная особенность литературы состоит в том, что в любом литературном произведении есть субъект речи (повествователь, рассказчик, лирический герой и т.п.) — тот, кому приписывается текст. Этот субъект речи не адекватен биографическому автору, он представляет собой определенную художественную функцию (образ-персонаж или безличный голос), которая состоит в том, чтобы быть посредником между читателем и вымышленным художественным миром произведения. Этот посредник-поводырь не нейтрален, он открыто или косвенно управляет зрением читателя, подсказывая ему эмоционально-оценочное отношение к изображаемому миру.

3. В литературе объектом художественного освоения является «человек говорящий» (М. М. Бахтин), и это позволяет глубоко проникнуть вмир мыслей и чувств героев, постигать процесс протекания духовной жизни персонажа, изменения в характере. Отсюда и психологизм, «диалектика души», «текучесть характера» — открытия, которыми именно литература обогатила художественную культуру.

4. По сравнению с пластическими искусствами (живописью, театром, хореографией), словесный образ «невеществен» и дискретен, а целостный художественный мир литературного произведения разворачивается как бы во временной последовательности. Это, с одной стороны, обеспечивает большую по сравнению с другими видами искусства свободу автора литературного произведения в охвате пространства и времени, а с другой — предполагает выработку целой системы художественных средств, обеспечивающих внутреннюю целостность воображаемого художественного мира (сюжетность, единый эмоциональный тон и т.п.).

5. Названные выше качества литературы как искусства слова предполагают высокую степень сотворческой активности читателя — работы его воображения при восприятии «невещественного» словесного образа, при сцеплении разрозненных частей целого образа, при «переводе» линейного во времени повествовании в представление о целостном художественном мире с одновременно протекающими событиями и переплетенными судьбами.

Литература

Лессинг. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Гл. 18.

Волков И. Ф. Литература как вид художественного творчества. – М., 1985. Гл. 3. С. 100-110.

Дополнительная литература

Теория литературы: в 2-х т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 106-123.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: