Сертификация работ и услуг

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 1997 г. № 1013 в Перечень работ и ус­луг, подлежащих обязательной сертификации, вклю­чены следующие группы бытовых услуг:

1) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин ибытовых приборов;

2) техническое обслуживание и ремонт автотранс­портных средств;

3) химическая чистка и крашение;

4) транспортные услуги (услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом);

5) жилищно-коммунальные услуги (услуги гостиниц и прочих мест проживания);

6) туристские и экскурсионные услуги;

7) услуги парикмахерских;

8) услуги торговли и общественного питания.

В Номенклатуру продукции и услуг, введенную к

1 октября 1998 г., вошли те виды услуг (в рамках перечисленных выше групп услуг), по которым имеются утвержденные системы сертификации. По состоянию на 1 июля 1999 г. в стадии разработки находились системы сертификации услуг розничной торговли и услуг парикмахерских.

Вне сферы обязательной сертификации остаются из-за отсутствия ее нормативной базы пока такие потенциально опасные услуги, как медицинские услуги, услуги рынков.

Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТСНиП, СанПиН) при сертификации работ и услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденных преимуществен постановлениями Правительства РФ, например: Правила оказания услуг общественного питания, Основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц; обеспечению безопасности дорожного движения. Правила продажи отдельных видов товаров.

Сертификация работ и услуг осуществляется той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов: \

1) подача заявки на сертификацию;

2) рассмотрение и принятие решения по заявке;

3) оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;

4) принятие решения о возможности выдачи сертификата;

5) выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

6) инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации про­дукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка со­ответствия работ и услуг установленным требовани­ям). В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания резуль­татов работ и услуг. Итоги первой процедуры отража­ют в актах, итоги второй — в протоколах испытаний.

При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются социологические и экспертные методы. Например, для оценки качества обслуживания в магазине, предприятии общественного питания про­водится опрос посетителей. В ремонтных предприяти­ях с помощью книги заказов, содержащей фамилии и телефоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживай. Экспертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинарных изделий в предприятиях общепита; оценка качества причесок, сделанных мастерами парикмахерской; качество занятий и уровень знаний в сфере образования.

Одна из особенностей системы сертификации работ и услуг — в структуре системы сертификации нематериальных услуг и отдельных материальных услуг (допустим, услуг розничной торговли) может отсутствовать такое звено, как испытательная лаборатория, поскольку проверка результатов может не предусматривать испытание. В необходимых случаях ОС может привлекать аттестованные ИЛ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: