Правовой статус специальных миссии

Специальной миссией называется временная миссия, ко­торая направляется в другое государство с согласия после­днего для переговоров по определенным вопросам или для выполнения иной конкретной задачи. Иначе говоря, специальные миссии - это делегации госу­дарств, выполняющие те или иные функции в двусторонних отношениях (делегации на двусторонних переговорах, на раз­личных церемониях, например, при вступлении в должность главы государства, на юбилеях, похоронах). К специальным миссиям не относятся делегации государств, направляемые на многосторонние международные конференции международных организаций.

Правовое положение специальных миссий определяется обычными нормами международного права и Конвенцией о спе­циальных миссиях 1969 г. (вступила в силу для Республики Беларусь в 1997 г.), которая в основном фиксирует обычные нормы или сложившуюся практику в этой области. Число уча­стников этой Конвенции пока весьма ограничено.

Конвенция 1969 г. в целом исходит из того, что привиле­гии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала, зафиксированные в Венской конвенции о дип­ломатических сношениях 1961 г., должны распространяться на специальные миссии и их персонал. Специальные миссии, а также входящие в их состав лица располагают полным объе­мом привилегий и иммунитетов, касающихся личной непри­косновенности, неприкосновенности служебных и жилых по­мещений, архивов, документов, почты, полной свободой пере­движения и поездок по территории принимающего государства, за исключением т.н. объявленных «закрытых зон», свободой сношений со своим правительством, а также дипломатически­ми и консульскими представительствами своей страны, дей­ствующими на территории принимающего государства.

Члены специальных миссий пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции при­нимающего государства. Кроме того, они освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, а также от таможенного досмотра на территории данного государства.

В Конвенции 1969 г. оговаривается, что в тех случаях, ког­да специальная миссия возглавляется главой государства, гла­вой правительства, министром иностранных дел или другим лицом высокого ранга, либо когда такие лица участвуют в специальной миссии, они пользуются в принимающем госу­дарстве или третьем государстве преимуществами, привилеги­ями и иммунитетами, которые признаются за ними междуна­родным правом.

Специальные миссии могут быть направлены от двух или нескольких государств на территорию третьего государства, при этом в подобных случаях необходимо согласие последнего. Так, например, многие советско-американские переговоры по огра­ничению стратегических вооружений проводились в свое вре­мя в Женеве. Швейцарские федеральные власти давали свое согласие на проведение таких переговоров и признавали за де­легациями СССР и США статус специальных миссий.

Разрыв дипломатических отношений не прекращает автоматически деятельности специальных МИССИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: