выполняет важную роль центра международного сотрудничества в экономической и социальной областях. В соответствии со ст. 55 Устава ООН призвана содействовать:
1) повышению уровня жизни, полной занятости населения
условиям экономического и социального прогресса и развития стран;
2) разрешениюв области экономической, социальной, здравоохранения, культуры, образования и др.;
3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Выполнение этих задач возложено главным образом на Экономический и Социальный Совет совместно с Генеральной Ассамблеей ООН. Согласно ст. 62 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по вопросам экономического, социального, культурного, образовательного, здравоохранительного и правоохранного положения в мире, давать по этим вопросам рекомендации Генеральной Ассамблее, государствам-членам и организациям, входящим в систему ООН (специализированные учреждения и др.). Совет уполномочен также подготавливать проекты конвенций по этим вопросам для рассмотрения и одобрения ГА ООН. Он рассматривает регулярные доклады, поступающие от организаций, входящих в систему ООН, делает по ним рекомендации и заключает с этими организациями соглашения о тесном сотрудничестве и взаимодействии с ними. ЭКОСОС проводит свою деятельность в полном взаимодействии с ГА ООН и обязан снабжать необходимой информацией СБ ООН, помогать ему в работе.
ЭКОСОС осуществляет свою деятельность сессионно. В начале года в Нью-Йорке проводится его организационная сессия, а летом - основная, обычно в Женеве.
ЭКОСОС имеет три комитета (по экономическим вопросам, по социальным вопросам и по программе и координации), а также проводит встречи глав делегаций на уровне министров с целью обсуждения кардинальных вопросов деятельности ЭКОСОС.
Согласно ст. 61 Устава ООН ЭКОСОС состоит из 54 членов,
избираемых ГА ООН на 3 года и обновляемых на одну треть
ежегодно. Выбывающий член ЭКОСОС может быть вновь избран в его состав. Распределение мест в Совете установлено
следующим образом: 14 - от государств Африки; 11 - от Азии;
10 — от Латинской Америки; 13 — от Западной Европы и
других государств (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия);
6 - от государств Восточной Европы. Каждый член ЭКОСОС
имеет один голос. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании
членов Совета. Республика Беларусь (ранее - Белорусская ССР) неоднократно избиралась членом ЭКОСОС от региона Восточной
Европы. ЭКОСОС в своей многогранной работе опирается на деятельность многочисленных организаций системы ООН, действующих в экономической и социальной областях (специализированных учреждениях ООН, МАГАТЭ, и др.), которые он уполномочен координировать, а также на деятельность многих вспомогательных органов:
1) пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая комиссия для Европы (ЭКЕ); Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК); Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);
2) девять функциональных комиссий (Статистическая комиссия; Комиссия по народонаселению и развитию; Комиссия
социального развития; Комиссия по правам человека; Ко
миссия по положению женщин; Комиссия по наркотическим средствам; Комиссия по предупреждению преступности
и уголовному правосудию; Комиссия по науке и технологии
для развития; Комиссия по устойчивому развитию);
3) четыре постоянные вспомогательные комиссии (по программе и координации; по неправительственным организациям;
по населенным пунктам; по переговорам с межправительственными учреждениями).
Кроме того, в рамках ЭКОСОС работает ряд экспертных органов, в частности по планированию развития, естественным ресурсам, новым и возобновляемым источникам энергии, экономическим, социальным и культурным правам, межправительственная группа по лесам и др.
ЭКОСОС имеет тесные связи с рядом учреждений ООН, таких как Детский фонд ООН, Учреждение Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа, Международный совет по контролю за наркотическими средствами. ЭКОСОС предоставляет также консультативный статус многим неправительственным организациям, которые участвуют в его заседаниях (без права голоса) и имеют право выдвигать перед ним идеи, предложения. За годы своей деятельности ЭКОСООС зарекомендовал себя как важный орган сотрудничества.
Совет по Опеке.
Под международную опеку, согласно Уставу ООН (ст. 77), были поставлены в порядке особых соглашений:
1) территории, находившиеся под мандатом Лиги Наций;
2) территории, отторгнутые от вражеских государств в результате Второй мировой войны;
3) территории, добровольно включенные в эту систему управляющими государствами.
Всего таких территорий было 11: часть Камеруна и часть Того, Танганьика (под управлением Великобритании), часть Камеруна и часть Того (под управлением Франции), Руанда-Урунди (под управлением Бельгии), Сомали (под управлением Италии), Новая Гвинея (под управлением Австралии), Западное Самоа и острова Микронезии (Каролинские), Маршалловы и Марианские (под управлением США), Науру (под совместным управлением Великобритании, Австралии и Новой Зеландии). Управляющими государствами выступали 7 стран (Австралия, Великобритания, Италия, Новая Зеландия, США, Франция). Их задача заключалась в содействии постепенному обретению этими территориями независимости.
Численный состав Совета по Опеке не был определен в Уставе ООН и зависел от количества управляющих держав. Согласно ст. 86 в Совет первоначально входили 7 управляющих государств, 2 постоянных члена СБ ООН, не имевшие подопечных территорий (СССР и Китай), и 5 дополнительных членов, избираемых ГА ООН на трехлетний срок (всего — 14 членов). Затем по мере провозглашения независимости подопечными территориями численный состав Совета соответственно уменьшался. С 1975 г. Совет по Опеке состоит из пяти государств - постоянных членов СБ ООН.
В настоящее время Совет по Опеке выполнил свои задачи: все 11 вышеуказанных подопечных территорий получили независимость к 1995 г., в связи с чем Советом было принято решение проводить свои заседания по мере необходимости. Сейчас в рамках ООН изучается вопрос о целесообразности реорганизации Совета по Опеке (например, путем преобразования его в совет по окружающей среде либо какой-то другой орган), но окончательного решения по нему пока не принято.
Международный Суд –
главный судебный орган ООН, который уполномочен рассматривать споры между государствами с
их согласия и выносить консультативное заключение по юридическим вопросам на основании запросов Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, а также других органов и специализированных учреждений ООН с разрешения Генеральной
Ассамблеи.
Секретариат ООН —
постоянно действующий административный орган Организации, состоящий из Генерального секретаря и необходимого персонала международных служащих. Генеральный секретарь назначается ГА ООН по рекомендации СБ ООН с применением принципа единогласия великих держав (т.е. с согласия всех пяти постоянных членов Совета) сроком на пять лет (с возможностью переизбрания на 5 лет). С января 2007 г. этот пост занимает Пан Ги Мун (Южная Корея). До него эти функции выполняли Трюгве Ли (Норвегия, 1946-1953 гг.), Даг Хаммаршельд (Швеция, 1953-1961 гг.), У Тан (Бирма, 1961-1971 гг.), Курт Вальдхайм (Австрия, 1972-1981 гг.), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу, 1982-1991 гг.), Бутрос Бутрос Гали (Египет, 1992-1996 гг.), Кофи Аннан (Гана, 1997-2006 г.).
В соответствии со ст. 97 Устава Генеральный секретарь является «главным административным должностным лицом Организации». В этом качестве он осуществляет набор персонала Секретариата и обеспечивает секретариатскими услугами заседания Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов ООН (подготовка помещений и необходимых документов к заседаниям, оказание помощи председателю заседаний, ведение протоколов, обеспечение перевода произносимых речей и т.п.). Он разрабатывает смету расходов (проект бюджета Организации) и вносит ее на рассмотрение соответствующих органов ООН. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный доклад о работе ООН и одобряет десятки других докладов, меморандумов и исследований, которые готовятся департаментами Секретариата для рассмотрения различными органами ООН. Генеральный секретарь представляет ООН в ее отношениях с другими международными организациями и правительствами государств мира. Он председательствует в Совете административных руководителей системы ООН, куда входят главы всех организаций системы ООН и где обсуждаются вопросы взаимодействия этих организаций на секретариатском уровне.
Кроме этих административных функций, Генеральный секретарь выполняет и важные политические функции. В частности, в соответствии со ст. 99 Устава ООН доводит до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности; основываясь на решениях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, делает заявления по важным политическим вопросам и событиям международной жизни; участвует в важных международных конференциях и других мероприятиях; по просьбе правительств выступает в качестве посредника по урегулированию международных конфликтов и опасных ситуаций.
При исполнении своих служебных обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата в соответствии со ст. 100 Устава ООН не должны запрашивать и получать указаний от правительств и властей, посторонних для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией. Все члены ООН должны уважать исключительно международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата ООН.
Персонал Секретариата ООН назначается Генеральным секретарем в соответствии с правилами, утвержденными ГА ООН. Основными критериями при приеме на службу являются высокий уровень компетентности и профессионализма, прекрасное знание рабочих языков Секретариата ООН (английский и французский), добросовестность, преданность идеалам ООН, зафиксированным в Уставе, а также подбор персонала на «возможно более широкой географической основе» (ст. 101 Устава ООН). Государствам - членам ООН устанавливаются квоты, определяющие количество постов в Секретариате, которые могут быть заняты их гражданами. Порядок замещения вакантных должностей - конкурсный. Назначение сотрудников производится на основе постоянных (бессрочных) и срочных (на определенный срок) контрактов
5 Сотрудники Секретариата ООН делятся на четыре категории: руководящие сотрудники, специалисты, работники об
щих служб (обслуживающий и технический персонал) и ра
ботники полевой службы (участники полевых миссий ООН).
К руководящим сотрудникам относятся: первый заместитель,
заместители и помощники Генерального секретаря, директора
и главные сотрудники. Специалисты делятся на пять уровней,
работники общей службы и полевой службы делятся на семь
классов.
Секретариат ООН (общая его численность составляет около 15 тыс. человек) работает не только в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, но также в отделениях ООН в Женеве и Вене, где размещены отдельные структуры ООН, а также в Аддис-Абебе, Бангкоке, Бейруте, Сантьяго и Найроби.
Нельзя сказать, что в комплектовании Секретариата ООН все обстоит нормально. По-прежнему его штаты в среднем и высшем звеньях укомплектованы гражданами нескольких крупных западных стран (США, Великобритания, Франция и др.). Почти три четверти сотрудников Секретариата имеют постоянные контракты, что мешает ротации кадров, затрудняет приток молодых профессиональных сил, в том числе из региона Восточной Европы, создает некое международное сообщество чиновников, интересующихся больше своим благополучием, чем интересами ООН.