Совет безопасности ООН (СБ ООН)

- важнейший поли­тический орган, действующий от имени членов ООН и несу­щий главную ответственность за поддержание международно­го мира и безопасности. В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности и выполня­ют их. Совет Безопасности - это выборный орган. Он состоит из 15 членов (до 1 января 1966 г. - из 11), из которых 5 имеют постоянный статус и 10 - непостоянный. На 5 постоянных членах Совета лежит особая ответственность за поддержание международного мира. Непостоянные члены Совета избирают­ся ГА ООН сроком на 2 года без права переизбрания непосред­ственно на следующий срок.

Устав ООН (ст. 23) требует при выборах непостоянных чле­нов уделять должное внимание «степени участия членов Орга­низации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справед­ливому географическому распределению». Установлены следующие квоты замещения мест непостоянных членов Совета: 5 - от стран Азии и Африки; 1 — от стран Восточной Европы; 2 - от стран Латинской Америки; 2 - от стран Западной Европы и других государств.

Председательствование в СБ ООН осуществляется пооче­редно каждым его членом в течение одного месяца.

СБ ООН обладает значительными полномочиями. Согласно ст. 39 Устава ООН он определяет существование угрозы миру, наличие нарушения мира или акта агрессии и делает рекомен­дации или выносит решения о мерах, необходимых для под­держания мира и безопасности. Он может решать, какие меры надо применить для осуществления его решений, и требовать от членов ООН проведения этих мер, которые могут заключать­ся в разрыве экономических отношений, железнодорожных, воздушных, почтовых и т.п. связей, а также в разрыве дипло­матических отношений. Если такие меры, по мнению Совета, могут оказаться недостаточными, он может предпринять при­нудительные действия с применением вооруженной силы. В этих целях Совет Безопасности наделен правом формирова­ния и применения вооруженных сил ООН для поддержания мира и безопасности. В соответствии со ст. 43 Устава все чле­ны ООН обязаны предоставлять по требованию Совета Безо­пасности на установленный срок необходимые вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. ООН неоднократно использовала такие силы (в Конго, Ливане и других странах).

Огромное значение для мира имеет принцип единогласия великих держав в СБ ООН, зафиксированный в ст. 27 Устава. В этой статье предусматривается, что решения Совета по воп­росам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти его членов. Решения по всем другим вопросам (т.е. по вопросам существа) считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. В том случае, одна­ко, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решения не принимаются. Такое исключительное пра­во постоянных членов Совета называется «правом вето». Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым

проведение заседаний Совета на уровне министров иност­ранных дел или даже глав правительств. Обычно на таких заседаниях обсуждаются принципиально важные вопросы, име­ющие кардинальное значение для ООН и для всего мира.

Совет Безопасности - постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пре­бывания ООН (Нью-Йорк, США). Совет собирается на заседа­ния по мере необходимости. Созывает его председатель Совета по своей инициативе, по просьбе членов ООН или по предло­жению Генерального секретаря Организации. Последний в та­ком случае готовит все необходимые документы для рассмот­рения и играет активную роль в работе СБ ООН.

В заседаниях Совета могут участвовать не только его члены, но и другие государства - как члены ООН, так и не члены.
Без права голоса Советом Безопасности приглашаются не чле­ны Совета, если их интересы специально затронуты обсуждае­мым в Совете вопросом или они являются стороной в споре,
рассматриваемом в Совете (ст. 31 Устава ООН). С правом го­лоса Совет может приглашать государство, если оно того поже­лает, когда обсуждается вопрос об использовании военного кон­тингента этого государства, предоставленного им в распоряже­ние Совета. Республика Беларусь неоднократно участвовала в
работе Совета Безопасности в качестве специально приглашен­ного, а в 1974-1975 гг. избиралась в качестве непостоянного
члена Совета от региона Восточной Европы.

Совет Безопасности в соответствии с Уставом ООН тесно взаимодействует с Генеральной Ассамблей, ЭКОСОС, Международным Судом, другими органами ООН. Ряд функций Совет выполняет совместно с Генеральной Ассамблеей: прием новых членов, приостановление осуществления прав и привилегий членов ООН, исключение из членов ООН, выборы судей Международного Суда, назначение Генерального секретаря ООН.

В соответствии со ст. 29 Устава Совет Безопасности ООН может учреждать также вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций. Такие органы подразделяются на постоянные и временные. К по­стоянным органам относятся: Комитет по приему новых чле­нов ООН, Комитет по вопросам процедуры, Комитет по вопросу о заседаниях Совета вне штаб-квартиры ООН, Военно-штабной комитет в составе начальников штабов постоянных чле­нов Совета или их представителей, предусмотренный в ст. 47
Устава для дачи советов и оказания помощи по всем вопросам,
относящимся к военным потребностям Совета. Временные вспомогательные органы создаются для изучения определенных
сложных ситуаций, которые рассматриваются на заседаниях
Совета (например, Комиссия для рассмотрения положения, связанного с поселениями на оккупированных Израилем арабс­ких территориях, и др.). В практике СБ ООН широко используются миссии по сбору фактов, посредничество, превентивная дипломатия, миротвор­ческие операции и операции по поддержанию мира, постконф­ликтное миростроительство и другие методы, которые приносят определенные положительные результаты. Вместе с тем по-пре­жнему остается первостепенным вопрос о повышении эффек­тивности СБ ООН, использования всех его уставных возможно­стей. Здесь еще имеется много неиспользованных ресурсов. Об этом часто говорят и спорят в ООН, но решений по этому поводу пока не принято. В стадии оживленной дискуссии на­ходится также вопрос о расширении состава СБ ООН, который. не изменялся с 1965 г. Выдвигаются различные варианты, но окончательное решение по этому вопросу пока не принято.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: