Задача обеспечения международной безопасности остается одной из ключевых в каталоге глобальных проблем современности (голод, болезни, экология, итд).
На ее решение в широком смысле и направлено нормативное содержание современного международного права, одной из основных функций которого является обеспечение международного мира и безопасности. Современное международное право предполагает коллективную ответственность всех стран за всеобъемлющую международную безопасность.
Право государств на самооборону по-прежнему играет весомую роль в обеспечении международной безопасности. Однако каким бы мощным военно-техническим и политическим потенциалом ни обладало государство, в настоящий период этого недостаточно. Национальная безопасность государства находится в прямой зависимости от международной безопасности. Национальная безопасность обеспечивается поддержанием и упрочением международного мира и безопасности в целом. Поэтому международная безопасность может быть только коллективной. Необходимость сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования такой отрасли общего международного права, как право международной безопасности, нормы которой в более узком смысле направлены на реализацию принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях.
|
|
Право международной безопасности - совокупность принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств, в целях поддержания мира и безопасности, предупреждения и пресечения актов агрессии и вооруженного вмешательства, обеспечения международной стабильности и сохранения международного правопорядка.
С этой целью в практике международных отношений разработан ряд конкретных мер:
1) создание систем коллективной безопасности;
2) разоружение и ограничение вооружений;
3) меры доверия и международный контроль.
Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие (общепризнанные) принципы международного права, среди которых особое значение имеют принципы:
- неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях;
- мирного разрешения международных споров;
- территориальной целостности государств;
- нерушимости государственных границ.
В качестве специальных (отраслевых) принципов могут быть
названы принципы:
- равной и одинаковой безопасности;
- неделимости международной безопасности;
- не нанесения ущерба безопасности других государств;
- разоружения.
Основными источниками, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, являются международные договоры. К ним, в первую очередь, относятся:
|
|
- Устав ООН (гл. I, VI, VII, VIII);
- многосторонние и двусторонние договоры, направленные на
запрещение или ограничение применения конкретных видов
оружия, сокращение вооружений.
К категории источников права международной безопасности могут быть отнесены резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, положения которых имеют нормативный характер и конкретизируют Устав ООН.
Например, «Определение агрессии» 1974 г. (3314 (XXIX)), Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о повышении роли ООН в этой области 1988 г. Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности 1991г., Декларация о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности 1994г. и ряд других.
Среди региональных источников права международной безопасности можно выделить договоры о коллективной безопасности, принятые в рамках региональных международных организаций безопасности - организаций в силу гл. VIII Устава ООН - Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Североатлантического Договора (НАТО), Лиги Арабских Государств (ЛАГ) и др. Это Североатлантический договор 1949 г., Договор ЛАГ о коллективной безопасности 1955 г., Договор СНГ о коллективной безопасности 1992 г. и т.д.
Особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). И хотя по своему характеру они не являются международными договорами, а имеют статус политических договоренностей, их значение в создании системы общеевропейской безопасности несомненно. В первую очередь это Кодекс поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятый на Будапештской встрече на высшем уровне государств - участников ОБСЕ в 1994 г., Хартия европейской безопасности, принятая в Стамбуле в 1999 г.
В совокупности указанные принципы и источники составляют правовую основу права международной безопасности.