Не умаляя значения всех иных средств обеспечения международной безопасности, перечисленных в предыдущем разделе, к наиболее важным мерам следует все же отнести создание систем коллективной безопасности на универсальной и региональной основах.
Соответственно в международном праве выделяют две разновидности систем коллективной безопасности: универсальную и региональную.
Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.
Первые шаги в направлении практической реализации идеи коллективной безопасности на межгосударственном уровне были сделаны на I и II Гаагских конференциях мира в 1899 и 1907 гг. На этих конференциях были приняты конвенции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда. Конференции явились также попыткой решения вопросов разоружения на основе многосторонней дипломатии.
|
|
Первая универсальная модель системы коллективной безопасности была создана после Первой мировой войны с образованием Лиги Наций. Правовая основа этой системы была заложена, прежде всего, в Статуте Лиги. Хотя Статут Лиги Наций и не запретил войну как средство урегулирования международных споров и разногласий, но он существенно ограничивал право государств прибегать к ней.
Женевским протоколом о мирном урегулировании международных конфликтов, принятым в рамках Лиги Наций в 1924 г., агрессивная война была объявлена международным преступлением, предпринималась попытка дать определение агрессии.
Но Протокол не набрал необходимого числа ратификаций и в силу так и не вступил.
Следующим шагом в этом направлении принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакта Бриана-Келлога). В нем осуждалось обращение к войне для урегулирования всех разногласий. Участники Договора отказывались от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики (ст.1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств.
Ряд других международных соглашений, принятых с учетом итогов Первой мировой войны, существенно расширил правовую базу механизма коллективной безопасности. Это Лондонская конвенция об определении агрессии 1933 г., подписанная СССР и 10 соседними с ним государствами, Межамериканский договор о ненападении и согласительной процедуре 1933 г. и др.
Но практически универсальная система коллективной безопасности была создана только после Второй мировой войны с образованием Организации Объединенных Наций в качестве основного инструмента поддержания и укрепления международного мира и безопасности на основе совместных действий всех государств-членов. В основу правового механизма обеспечения безопасности легли положения Устава ООН, в частности, п. 4 ст. 2: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Впоследствии это положение приобрело характер императивной нормы общего международного права.
|
|
Другими словами, в международных отношениях и международном праве долгое время существовало понятие коллективной безопасности, под которым понималась система вооруженной взаимопомощи государств - участников того или иного соглашения. Такое понимание коллективной безопасности было продиктовано угрозами XX столетия: две мировые войны, ряд региональных конфликтов, как с применением, так и без применения силы.
С течением времени в связи с возникновением новых угроз для существования не только самих государств, но и всего человечества, связанных с появлением ядерного и других видов оружия массового уничтожения, стала очевидной необходимость пересмотра всего комплекса мер, направленных на обеспечение всеобщей безопасности. В середине 80-х гг. XX в. зарождается концепция всеобъемлющей международной безопасности, идея разработки которой принадлежит правительству СССР. Устав ООН не учитывал опасностей, связанных с угрозой термоядерной катастрофы, всеобщего экологического кризиса, острыми экономическими проблемами развивающихся стран и т.д. Концепция всеобъемлющей международной безопасности, таким образом, стала ответом на новые вызовы времени и предлагала меры по совершенствованию, прежде всего, международно-правовых основ системы коллективной безопасности. Она нашла отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. «Всеобщее и полное разоружение» (A/RES/41/ 59). В резолюции отмечалось, что «подлинный и прочный мир может быть установлен лишь в результате эффективного применения системы безопасности, предусмотренной в Уставе ООН, и быстрого и существенного сокращения вооружений и вооруженных сил на основе международных соглашений и взаимного примера». Вместе с тем государства выразили готовность предпринять новые меры по разоружению, включая уничтожение ядерного оружия, по усилению взаимодействия в политической и экономической областях, по разрешению проблемы выхода из экологического кризиса
Уже в конце XX в. стало понятно, что безопасность государств все меньше зависит от количества накопленного у него оружия. Другими словами, традиционная концепция коллективной безопасности, которая основывалась на взаимной помощи между участниками системы коллективной безопасности и считала ее своим главным средством, утрачивает актуальность.
На Саммите тысячелетия К. Аннан особо указал наизменение характера угроз всеобщему миру и безопасности: «Положения Устава основаны на предположении о том, что внешняя агрессия, направленная от одного государства на другое составляет самую серьезную угрозу, однако в последние десятилетия намного больше людей было убито в результате гражданской войны, этнических чисток и актов геноцида, подпитываемых оружием, которое легко можно приобрести на мировом рынке вооружений» Вооруженные конфликты нового поколения - конфликты на религиозной, этнической почве, происходящие, как правило, в пределах территории одного государства, давно уже преобладают среди всех вооруженных столкновений на нашей планете. Однако механизм поддержания международного мира и безопасности, основанный на Уставе ООН, имеет целью предотвращение войны в ее классической форме, т.е. вооруженных столкновений между государствами. В этой связи возникла необходимость обновления и совершенствования механизма ООН.
|
|
С окончанием «холодной воины» все государства - члены ООН заняты поиском новых средств обеспечения международной безопасности и укрепления авторитета ООН в этой области. Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла выражение в одобренной в 1992 г. Советом Безопасности программе, изложенной в докладе Генерального секретаря «Повестка дня для мира» (А/47/277 - S/24111), дополненной в 1995 г. (А/50/60 — S/1995/1), а также ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, конкретизирующих положения Устава ООН (см. п. 2.3).
Наше время характеризуется появлением новых угроз международному миру и безопасности, среди которых наибольшую
опасность представляет организованная транснациональная
преступность. Преступные сообщества используют самые современные технологии для осуществления по всему миру незаконной торговли наркотиками, оружием и даже людьми. Но,
пожалуй, самым опасным видом транснациональной преступности является международный терроризм. В резолюции 1377
от 12 ноября 2001 г. (S/RES/1377/(2001)) Совет Безопасности ООН назвал акты международного терроризма одной из «самых серьезных угроз для международного мира и безопасности
в XXI веке».
Становится все более очевидным, что государствам необходимо найти возможности для согласования своих позиций по борьбе с новыми угрозами миру и безопасности в рамках существующих систем поддержания мира и при необходимости дополнить последние новыми механизмами. Центром для согласования таких действий по-прежнему остается ООН. В Декларации, принятой на Саммите тысячелетия 8 сентября 2000 г. (главы государств и правительств подтвердили свою «приверженность целям и принципам Устава ООН, которые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер», а также определили ключевые цели развития в новом тысячелетии, среди которых мир, безопасность и разоружение, укрепление Организации Объединенных Наций.
|
|
Наряду с военными угрозами, не следует забывать об угрозах иного характера, о которых упоминал Кофи Аннан в своем докладе. Безопасность государств не определяется отныне только лишь их способностью отразить вооруженное нападение либо агрессию, противостоять терроризму и организованной преступности, ибо экологическая угроза и ущерб могут превосходить ущерб от ведения военных действий; быстрый рост населения, загрязнение окружающей среды и бедность порождают экономический застой, политическую нестабильность, а иной раз и крах государств. Это еще раз свидетельствует о том, что современная система коллективной безопасности охватывает самые различные аспекты отношений государств по обеспечению коллективной безопасности, подтверждает комплексность данного понятия и, безусловно, проявляется в самом содержании системы.