Понятие, история развития и кодификация международного морского права

Морское право - сравнительно молодая отрасль международного права.

Лишь в позднем средневековье начали формироваться общепризнанные нормы обычно-правового характера, призванные обеспечить правопорядок на морях и океанах.

Родоначальником международного морского права принято считать великого голландского ученого Гуго Гроция, опубликовавшего в 1609 г. свое знаменитое произведение «Mare liberum» («Свободное море»), в котором впервые была провозглашена свобода открытого моря в качестве приемлемого для всех мореплавателей правового принципа.

Вместе с тем у Г. Гроция были оппоненты.

Наиболее известный из них - английский ученый Д. Сельден, выпустивший в 1635 г. книгу «Mare clausum» («Закрытое море»), в которой он пытался доказать необходимость раздела мирового океана между заинтересованными нациями ввиду того, что морские пространства могут быть реально разграничены географическими и математическими линиями. Позиция Д. Сельдена соответствовала притязаниям тогдашнего английского правительства, стремившегося к установлению своего господства над морями, но она не нашла поддержки со стороны ученых и правительств государств, заинтересованных в использовании новейших достижений судостроения в целях развития международного торгового оборота, чему в значительной мере способствовали великие географические открытия того времени*.

В то же время Г. Гроций не отрицал права прибрежного государства на осуществление юрисдикции над морскими водами, омывающими его берега. При этом, однако, он не оставил четких указаний относительно допустимой ширины таких вод.

Г. Гроций писал, что «власть над частью моря приобретается... поскольку с берега есть возможность оказывать принуждение на тех, кто находится в ближайшей части моря, в той же мере, как если бы они находились на самой земле».

Лишь в начале XVIII в. соотечественник Г. Гроция К. ван Бинкерсгук выдвинул «теорию пушечного выстрела», согласно которой «власть берега кончается там, где заканчивается действие его оружия».

В 1782 г. итальянский ученый Ф. Галиани пояснил, что ши­рина морских вод, находящихся под юрисдикцией прибрежно­го государства, составляет 3 морских мили (1 морская миля – международная = 1852км. 1 англ. миля = 5000 футов = 1, 523км.)

Довольно долго этот 3-мильный лимит всех устраивал. Появились предпосылки для закрепления его в качестве нор­мы международного обычного права. Однако через некоторое время ситуация изменилась. Артиллеристская техника совершенствовалась. Появились орудия, дальность стрельбы кото­рых превысила 3 морских мили. Некоторые государства, не обладавшие мощным военно-морским флотом, но зато имев­шие протяженную береговую линию, стали настаивать на уве­личении в 2-3 раза ширины прибрежных вод, получивших к тому времени общепризнанное название — территориальные воды. Страны же, обладавшие мощным военно-морским фло­том, но имевшие сравнительно небольшую протяженность бе­реговой линии, стали высказывать свои возражения против возможности расширения территориальных вод, утверждая при этом, что еще в XIII в. сложился единый трехмильный лимит ширины территориальных вод, который тогда же получил все­общее одобрение.

Порой это приводило к серьезным межгосу­дарственным столкновениям. В частности, Россия установила 12-мильную ширину территориальных вод и в конце XIX в. стала настаивать на том, чтобы английские корабли считались с этим обстоятельством. В то же время правительство Англии утверждало, что существует общепризнанный 3-мильный ли мит ширины территориальных вод, от которого никто не дол­жен отступать в одностороннем порядке.

Окончательное разрешения спора о ширине территориаль­ных вод было достигнуто лишь в середине XX в. в процессе работы по кодификации международного морского права.

Первая попытка кодификации была предпринята в 1930 г. при содействии Лиги Наций. На конференции по морскому праву, которая была созвана в Гааге, было выработано единое мнение о том, что территориальные воды находятся под суверените­том прибрежного государства, что не исключает права мирного прохода (на определенных условиях) иностранных судов в этих водах. Но вопрос о том, какова должна быть ширина этих вод, не был решен на Гаагской конференции. Остались разногла­сия и по другим спорным вопросам морского права.

Как отме­чал проф. В. Н. Дурденевский, «в Гааге был составлен лишь ряд статей будущей конвенции, которые включены в заключи­тельный акт конференции, не вызывают разногласий, но в то же время не являются обязательствами договорного порядка».

Таким образом, до середины XX в. нормативная база международного морского права оставалась, по сути дела, обычно-правовой.

Лишь после завершения Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций были активизи­рованы усилия государств по разработке проектов универсаль­ных международных конвенций, призванных обеспечить на новых началах прогрессивное развитие морского права.

Впоследствии Комиссия международного права ООН подго­товила обстоятельный проект статей, на основе которого про­ходившая с 24 февраля по 27 апреля 1958 г. Конференция ООН по морскому праву выработала четыре конвенции, из которых три оказались весьма жизнеспособными - успешно прошли процедуру ратификации и вступили в силу без сколь­ко-нибудь заметного промедления.

Речь идет о Конвенции об открытом море, Конвенции о континентальном шельфе и Кон­венции о территориальном море и прилежащей зоне.

Был достигнут значительный прорыв в деле замены уста­ревших (в определенной степени) обычно-правовых норм до­говорными нормами. По сути дела, оставался не вполне решенным лишь один злополучный вопрос - не был согласован еди­ный лимит ширины территориального моря (территориальных вод).

Для решения, по сути, этого единственного вопроса в 1960 г. была созвана в Женеве II Конференция ООН по морскому праву. Времени для всестороннего обсуждения пробле­мы было предостаточно - Конференция работала шесть недель. Рассматривались предложения об утверждении 3-мильного, 6-мильного и 12-мильного лимита. Ни одно из этих предложе­ний не получило требуемых 2/3 голосов делегаций из числа «присутствующих и участвующих в голосовании». Конферен­ция в итоге завершилась безрезультатно: она так и не смогла решить всего лишь один не такой уж сложный в техническом, да и в политическом отношении вопрос.

Куда более сложные вопросы морского права были согласо­ваны на I конференции ООН в 1958 г., которая заседала около двух месяцев. Еще в 1958 г. было достигнуто взаимопонима­ние по различным вопросам, имеющим отношение к статусу территориального моря. Было согласовано, что прибрежные го­сударства самостоятельно определяют (до достижения согла­сия по единому лимиту) ширину своих территориальных вод в пределах от 3 до 12 морских миль. Было определено, что тер­риториальное море входит в состав государственной террито­рии прибрежного государства и находится под его суверените­том, был определен порядок осуществления мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Казалось, что к началу 60-х гг. XX в. был достигнут макси­мально высокий уровень конвенционного международно-право­вого регулирования проблем, возникающих в ходе исследова­ния и использования Мирового океана. Кодификация морского права, осуществленная на рубеже 50-60-х гг. XX в., повсемест­но была признана успешной.

Но оказалось, что научно-техни­ческий прогресс и изменения политической обстановки в мире поставили вскоре международное сообщество перед необходи­мостью радикальных перемен в подходах к международной правотворческой деятельности в области морского права. Из­менился состав мирового сообщества суверенных государств. Значительно возросло число государств - членов ООН. Страны «третьего мира» - развивающиеся государства, вошедшие в так называемую «группу 77», стали обладать большинством в 2/3 голосов в Генеральной Ассамблее ООН и на кодифициру­ющих международных конференциях.

Вместе с тем уже в середине 60-х гг. XX в. выявились многие существенные, как позитивные, так и негативные по­следствия научно-технического прогресса применительно к Ми­ровому океану.

Резко возросло число морских судов, в том числе морских судов с особыми характеристиками (супертанке­ров, рефрижераторов, судов с атомными двигателями и/или с ядерным оружием на борту и т.п.).

Рыболовные флотилии многих стран стали заниматься добычей рыбы и морского зве­ря на большом отдалении от портов приписки.

Осложнились технические условия прохождения судов по международным каналам и проливам, предназначенным для международного морского судоходства.

Широкое распространение получила прак­тика объявления прибрежными государствами специальных эко­номических, рыболовных и тому подобных зон, что привело de facto к значительному сокращению «открытой части открыто­го моря».

Но наиболее острой оказалась совершенно новая проблема, заключавшаяся в необходимости определения порядка развед­ки и разработки ресурсов морского дна за пределами действия национальной юрисдикции. Стало известно, что залегающие в недрах дна под водами открытой части открытого моря полиметаллические конкреции представляют собой ценное и дефи­цитное стратегическое сырье. Возник вопрос: кто должен по­лучить право на разработку таких ресурсов? Времена, когда можно было провозгласить лозунг древних — *res nullus cedit primat occupandi* - давно прошли. Подобный подход не отве­чал бы основным началам международной морали, да и общепризнанным принципам международного права.

В свою очередь стремление некоторых радикально настро­енных представителей стран «третьего мира» объявить моно­полию на подобного рода ресурсы, поручив их разработку пред­приятию, находящемуся, по сути дела, под полным контролем развивающихся стран, также не могло получить всеобщую поддержку. В возникшей ситуации явно требовалась высокая степень согласия всех государств вне зависимости от уровня их экономического и технологического развития, а также от их принадлежности к тем или иным социально-политическим системам. Попытка решить эту проблему в рамках Комитета по морскому дну, образованного Генеральной Ассамблеей ООН в 1968 г. (резолюция 2467/ХХШ), не увенчалась успехом. В конце концов было принято решение о разработке единой универсальной конвенции по морскому праву, которая должна была заменить собой Женевские конвенции 1958 г. С этой целью было решено созвать /// Конференцию ООН по морско­му праву. Перед конференцией была поставлена грандиозная зада­ча - найти взаимоприемлемое решение всех спорных вопросов морского права, устранить противоречия в действующих пра­вовых нормах и заполнить возникший в середине 60-х гг. XX в. правовой вакуум, образовавшийся в результате отсутствия дол­жной международно-правовой регламентации новых форм и методов использования человечеством просторов Мирового оке­ана. Работа конференции осложнялась отсутствием (вопреки сложившейся традиции) «проекта статей», заблаговременно разработанного для данного случая Комиссией международно­го права ООН. Уникальность этой конференции заключалась и в том, что в течение длительного времени она использовала особое процедурное правило «консенсус в пакете». В период действия этого правила голосование на конференции проводи­лось лишь по процедурным вопросам, что, с одной стороны, обеспечивало максимальный учет самых разных интересов су­веренных государств, а с другой - способствовало затягиванию конференции.

В итоге III Конференция ООН по морскому праву оказалась
самой продолжительной кодифицирующей конференцией
XX в. Конференция открылась в столице Венесуэлы Каракасе
20 июня 1974 г. и завершила свою работу в курортном посел­ке Монтего-Бей на острове Ямайка 10 декабря 1982 г. В про­межутке между этими датами заседания конференции проводи­лись два раза в год - попеременно в течение 6 недель в Нью-Йорке и в течение 6 недель в Женеве. В силу ряда объектив­ных и субъективных причин планировавшееся одобрение Кон­венции с помощью консенсуса не состоялось. Конвенция была
одобрена 2/3 голосов «присутствующих и участвовавших в го­лосовании» делегаций.

В преамбуле Конвенции было отмечено стремление «урегулировать, в духе взаимопонимания и сотрудничества, все воп­росы, касающиеся морского права», подчеркивалась тесная взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рас­сматривать их как единое целое, признавалась желательность установления с помощью Конвенции и с должным учетом суверенитета всех государств правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ре­сурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды. Особо отмечалось, что Конвенция должна развить принципы, предусмотренные в резолюции 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 г., в которой Генеральная Ассамб­лея ООН торжественно заявила, среди прочего, что «район дна морей и океанов и его недра за пределами действия нацио­нальной юрисдикции, а также его ресурсы являются общим наследием человечества, разведка и разработка которых осу­ществляются на благо всего человечества, независимо от гео­графического положения государств».

Конвенция была открыта для подписания 10 декабря 1982 г. Свои подписи поставили представители более 100 го­сударств, но среди них не оказалось представителей несколь­ких ведущих морских и промышленно развитых держав, в час­тности, США, Великобритании, Федеративной Республики Гер­мания. Это обстоятельство вызвало у многих государств жела­ние не спешить с ратификацией Конвенции 1982 г.

Лишь 16 ноября 1994 г. Конвенция вступила в силу (Рес­публика Беларусь является участницей данной Конвенции с 2006 г.). Потребовалось 11 лет, чтобы набрать 60 ратифика­ций, которые по условиям Конвенции требовались для ее вступ­ления в силу (через год после сдачи на хранение 60-й ратифи­кационной грамоты).

Процесс ратификации данной Конвенции проходил так долго и так сложно не случайно. Если в целом она содержит обыч­ные нормы международного права, которые давно сложились и в течение длительного времени широко применялись государ­ствами, то этого никак нельзя сказать о ее Части XI, касаю­щейся использования ресурсов морского дна за пределами юрис­дикции государств. Часть XI Конвенции с полным основанием можно рассматривать как новацию в международном морском праве, в отношении которой четко обозначились два различ­ных подхода еще в ходе работы конференции

Развивающиеся страны, опираясь на так называемую кон­цепцию «общего наследия человечества», стремились к вклю­чению в Часть XI Конвенции таких положений, которые созда­вали значительные трудности для индустриально развитых стран, то есть потенциальных разработчиков ресурсов морского дна. Не отрицая в целом, что морское дно и его ресурсы можно рассматривать в качестве общего наследия человечества, разви­тые страны выступали против слишком жесткого контроля за их деятельностью по эксплуатации ресурсов морского дна, а также, в принципе, не соглашались с непомерно большими фи­нансовыми обязательствами, предусмотренными в части XI Кон­венции, связанными с созданием новой Организации по морс­кому дну.

При разработке Конвенции это против в пользу развивающихся стран, которые использовали свое боль­шинство и добились включения в Конвенцию ряда неприемле­мых для индустриально развитых стран положений. Однако по истечении определенного времени стала очевидной пороч­ность метода навязывания своей точки зрения вместо поисков компромиссных решений. Среди 60 государств, ратифициро­вавших Конвенцию, оказались практически только развиваю­щиеся страны, которые сразу же столкнулись с довольно труд­ной для себя дилеммой. Хотя условия, необходимые для вступ­ления Конвенции в силу, были выполнены, это им ничего не давало, поскольку без средств развитых стран нельзя было создать Организацию по морскому дну и обеспечить ее нормальную деятельность. Да и само по себе создание такой Организа­ции без участия потенциальных разработчиков ресурсов морс­кого дна было явно бессмысленным.

В этих условиях развивающиеся страны вынуждены были согласиться с необходимостью внесения изменений в Часть XI Конвенции с учетом позиции развитых стран. Придавая боль­шое значение данной Конвенции, которая устанавливает еди­ный правопорядок в Мировом океане и гарантирует отвечающие интересам крупных морских держав свободу судоходства, рыболовства и другие правомерные виды использования моря, развитые страны проявили интерес к пересмотру Части XI Конвенции с тем, чтобы придать ей универсальный характер. На этой основе было достигнуто взаимопонимание, и государ­ства приступили под эгидой Генерального секретаря ООН к выработке Соглашения, вносящего поправки в Часть X Кон­венции. В дальнейшем оно было названо Соглашением об осу­ществлении Части XI Конвенции, с тем, чтобы как-то смяг­чить ситуацию в тех странах, которые согласились на внесение поправок в ратифицированный ими документ.

Консультации под эгидой Генерального секретаря ООН по выработке данного Соглашения проходили в течение ряда лет. Столкновение различных подходов не позволило подготовить проект Соглашения, который отличался бы достаточной последовательностью. Соглашение носит половинчатый и компромиссный характер. Вместе с тем развитым странам удалось отменить наиболее неприемлемые для них предусмотренные в Конвенции обязательства, в частности, по прямому финансированию деятельности на морском дне в интересах развиваю­щихся стран, обязательства по бесплатной передаче техноло­гии и оказании иной помощи развивающимся странам.

Подготовленное Соглашение создает более рациональные предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия государств в рамках создаваемой Организации по морскому дну. Соглашение ставит определенные преграды осуществлению корыстных устремлений некоторых развивающихся стран, которые проявились как в ходе конференции по подго­товке Конвенции, так и при выработке Соглашения об осуще­ствлении к Части XI. Попытки обложить развитые страны не­померными поборами, создать неоправданно дорогой механизм без должного учета прав и интересов государств, работающих на морском дне, в значительной мере были сведены на нет.

Несмотря на определенные недостатки, Соглашение было принято Генеральной Ассамблеей ООН в конце июля 1994 г. большинством в 121 голос, что, в принципе, подтвердило ус­пех консультаций под эгидой Генерального секретаря ООН. В связи с тем, что до вступления Конвенции в силу оставалось мало времени и практически все государства высказали мне­ние, что за такой короткий срок они не успеют выполнить внутригосударственные процедуры по ратификации, было ре­шено с учетом ст. 25 Венской конвенции по праву междуна­родных договоров 1969 г. начать временно применять Согла­шение с момента вступления Конвенции в силу, с тем чтобы этот важный международный документ начал действовать уже в измененном виде. Большинство развитых стран в этих усло­виях взяли на себя обязательство временно применять Согла­шение и приступили к выполнению необходимых процедур для ратификации Конвенции и Соглашения.

В ст. 1 Соглашения 1994 г. указано: «Государства-участ­ники настоящего Соглашения обязуются осуществлять Часть XI сообразно с настоящим Соглашением» (п. 1). В ст. 2 отме­чается: «Положения настоящего Соглашения и Части XI тол­куются и применяются совместно, как единый акт. В случае какого-либо несоответствия между настоящим Соглашением и Частью XI преимущественную силу имеют положения насто­ящего Соглашения» (п. 1)».

Рассмотрим далее основные институты современного международного морского права, придерживаясь в основном той схемы, которая была выбрана разработчиками Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. При этом, однако, будем учитывать и то обстоятельство, что вопросы, по тем или иным причинам не урегулированные Конвенцией, продолжают регламентировать­ся нормами и принципами общего международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow