Но оказалось, что и мирный атом не гарантирует спокойствия ни самим белорусам, ни их соседям. После трагедий в Чернобыле и Фукусиме многие государства, в том числе и Германия, отказались от своих ядерно-энергетических программ. Большинство жителей Польши и Литвы высказались на референдумах против строительства АЭС в своих странах.
В Беларуси, где более миллиона человек и каждый десятый населенный пункт находятся на территории, загрязненной нуклидами, власти приняли решение развивать ядерную энергетику. Они не советовались с белорусами, просто поставили их перед фактом, а протестные настроения пресекаются.
Собственная АЭС в Островце строится с опережением графика, в нарушение белорусского законодательства - без архитектурного проекта и экономического обоснования, за российский кредит в 10 миллиардов долларов. Пропаганда твердит о безопасности проекта "Росатома" и дешевизне атомной энергии, но ничего не говорит о том, где на сравнительно небольшой территории Беларуси разместится хранилище радиоактивных отходов, и во что обойдется их утилизация и закрытие АЭС в будущем.
|
|
Несмотря на тревожные сигналы независимых ученых, прогнозирующих очередной всплеск раковых заболеваний после Чернобыля, белорусское руководство отчитывается о повторном заселении и возврате в сельскохозяйственный оборот сотен гектаров земель на загрязненных территориях.
Понятие и место международного ядерного права в системе современного международного права, его цели и принципы
Крупнейшие научно-технические достижения неизбежно требуют правового регулирования отношений между государствами по их использованию. Таковыми являются и отношения, связанные с использованием ядерной энергии, поскольку история человечества после Второй мировой войны неразрывно связана с открытием и использованием этой энергии.
В настоящее время различными формами международного сотрудничества в данной области охвачено большинство государств мира. Это сотрудничество требует международно-правового регулирования и ставит перед международным правом новые задачи.
В результате развития отношений в области использования ядерной энергии создаются реальные объективные предпосылки для выделения в международном праве новой отрасли.
Данную отрасль международного права называют по-разному: международное атомное право, международное ядерное право, международное право атомной энергии.
Однако более существенным, чем споры о терминологии, является вопрос о том, что представляет собой международное ядерное право и какое место оно занимает в системе международного права.
|
|
Международное ядерное право - отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих международные отношения в области исследования и использования ядерной энергии в мирных целях, а также ядерного разоружения.
Как следует из определения, объект регулирования между-народного ядерного права объединяет как отношения в области мирного использования ядерной энергии, так и сферу ядерного разоружения, поскольку разоружение и мирное использование неразрывно связаны между собой и составляют две стороны международной ядерной проблемы.
Наиболее ярким подтверждением этого является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.
Являясь соглашением, относящимся к области разоружения, Договор 1968 г. уделяет значительное внимание вопросам международного сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии. Кроме того, при регулировании обеих областей возникают одинаковые по своему характеру технические проблемы, поскольку ядерные материалы, производимые для мирных целей, могут быть использованы и для изготовления ядерного оружия, и наоборот.
Отношения в области ядерного разоружения связаны с нераспространением ядерного оружия, запрещением испытаний ядерного оружия, созданием безъядерных зон. Отношения в области мирного использования ядерной энергии связаны с развитием ядерной энергетики, проведением научных исследований, использованием ядерных технологий в медицине и промышленности и т.д.
Международное ядерное право тесно связано с такими отраслями международного права, как право международной безопасности, международное морское право, международное экологическое и международное экономическое право.
Целью международного ядерного права является содействие развитию сотрудничества в области практического использования ядерной энергии и решение связанных с этим глобальных проблем.
Как и другие отрасли международного права, международное ядерное право базируется на его основополагающих принципах. Кроме того, в своей основе оно имеет и ряд специальных, отраслевых принципов
- нераспространение ядерного оружия;
национальный контроль над ядерными и другими радиоактивными материалами;
- информацию обо всех аспектах ядерного топливного цикла государства, от урановых рудников до ядерных отходов и о любых других местах нахождения, где размещен ядерный материал, предназначенный для неядерного использования, и доступ инспекторов к этим местам;
- информацию обо всех строениях на ядерной площадке и
доступ к ним инспекторов с краткосрочным уведомлением;
- информацию об исследованиях и разработках, имеющих отношение к топливному циклу, порядок соответствующего доступа инспекторов;
- информацию об изготовлении и экспорте имеющих отноше ние к ядерной деятельности чувствительных технологий и
порядок доступа инспекторов к местам изготовления и на
значения;
- отбор проб окружающей среды на расширенной основе, т.е.
отбор проб за пределами заявленных мест;
- административные мероприятия, которые облегчают процесс
- назначения инспекторов, выдачи многократных виз (необходимых для необъявленных инспекций) и доступ МАГАТЭ
к современным средствам связи.
По состоянию на 3 марта 2009 г. Совет управляющих МАГАТЭ одобрил 131 дополнительный протокол для государств, 119 государств подписали дополнительные протоколы, 90 дополнительных протоколов вступили в силу. Республика Беларусь подписала Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях в 2005 г.
Хотя Типовой дополнительный протокол касается в основном неядерных государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г., в нем содержатся меры,
которые могут усилить контроль как в ядерных державах (членах Договора 1968 г.), так и в де-факто ядерных странах, не
входящих в Договор (Индия, Пакистан, Израиль), но имеющих
Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ.
|
|