Первым актом незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации может считаться случай, произошедший 2 марта 1784 г., когда за минуту до запуска воздушного шара французского воздухоплавателя Ж.-П. Бланшарда некий молодой человек запрыгнул в корзину шара и, размахивая мечом, заявил о своем намерении его сопровождать.
Борьба с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации была включена в постоянную повестку дня Ассамблеи ИКАО с конца 1960-х гг., когда резко
возросло число случаев угона и захвата самолетов. Такие действия признаются серьезнейшими нарушениями международного права и осуждаются независимо от того, где, кем и когда
они совершены. Сотрудничество государств по борьбе с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации идет в двух направлениях: подавление актов незаконного вмешательства и привлечение к ответственности совершивших их лиц. Государства обязаны совершенствовать свое уголовное законодательство в целях обеспечения сурового наказания для лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность гражданской авиации; сотрудничать посредством заключения двусторонних соглашений о воздушных сообщениях, предоставлении судебной помощи и выдаче преступников; обмениваться информацией по всем вопросам, связанным с затрагиваемой проблемой, и предоставлять ее Совету ИКАО; предпринимать все возможные технические меры для обеспечения безопасности авиациии др.
ИКАО занимается совершенствованием международно-правового регулирования данного вопроса, готовит типовые документы (Совет ИКАО в 1986 г. принял проект типовой статьи об авиационной безопасности, подлежащей включению в двусторонние соглашения о воздушных сообщениях, а в 1989 г. - ;
Типовое соглашение об авиационной безопасности для двустороннего регионального сотрудничества), разрабатывает стандарты и рекомендуемую практику (приложение 17 к Чикагской конвенции), способствует обмену информацией между государствами участниками и сотрудничает с другими международными организациями в этой области (например, с Интерполом, Всемирным почтовым союзом, ИАТА и др.).
Правовую базу борьбы с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации составляют Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г. (Токийская конвенция), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. (Монреальская конвенция), Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 г., дополнительный к Монреальской конвенции 1971 года (Монреальский протокол). В 1991 г. принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения.
Тема № 9 Международное космическое право
План
1. Понятие, источники и принципы международного космического права
2. Правовой режим космического пространства и небесных тел
3. Правовой режим космических объектов и статус космонавтов
4. Международно-правовое регулирование прикладных видов использования космического пространства
5. Международные космические организации
1. Понятие, источники и принципы международного космического права
Международное космическое право - одна из наиболее молодых отраслей международного публичного права, которая появилась сравнительно недавно - во второй половине XX в. Тем не менее, к настоящему моменту это вполне сформировавшаяся, самостоятельная отрасль, имеющая свои собственные принципы и правовые источники.
Согласно определению профессора (И.И. Лукашука) международное космическое право — это «отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса».
Данное определение является (по мнению некоторых российских учёных), несколько неполным, так как исследование и использование космического пространства осуществляют не только государства, но и международные межправительственные организации.
Профессор Г.П. Жуков определяет международное космическое право как «совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения государств между собой, с международными межправительственными организациями, взаимоотношения таких организаций в связи с осуществлением всеми ими космической деятельности, а также устанавливающих международно-правовой режим такой деятельности в пределах космического пространства, Луны и других небесных тел.
Профессор М. В. Филимонова понимает под международным космическим правом «систему юридических норм, договорных и обычных, регулирующих отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с исследованием и использованием космоса, представляющего собой общее достояние человечества.
По мнению белорусских учёных (проф. Бровка Ю.П.), обобщая вместе все вышеприведенные формулировки, наиболее уместным, в том числе универсальным представляется определение международного космического права как отрасли международного публичного права, предметом регулирования которой являются отношения между субъектами международного права, возникающие в ходе осуществления ими деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
С самого начала исследования космического пространства -
запуска Союзом ССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли - стало ясно, что такая деятельность государств не может не затрагивать интересы других стран. Большинство же видов современной космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Осуществление любой деятельности, затрагивающей интересы других государств, как известно, влечет возникновение международных правоотношений. При этом носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях являются субъекты
международного права.
Признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции ГА ООН от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались «общая заинтересованность человечества в космическом пространстве» и необходимость обсуждения в рамках ООН характера «правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства». В этой же резолюции была признана необходимость международного сотрудничества в исследовании космического пространства и заключения международных соглашений, закрепляющих принцип мирного использования космического пространства в соответствии со ст. 2 Устава ООН.
12 декабря 1959 г. в соответствии с резолюцией ГА ООН в рамках ООН был создан ad hoc комитет, призванный рассматривать правовые проблемы, возникающие в ходе осуществления космической деятельности.
В 1961 г. ГА ООН приняла резолюцию, устанавливавшую, что только мирное использование космического пространства является допустимым. Другим ключевым положением данной резолюции был запрет на присвоение государствами космического пространства и небесных тел.
Через два года резолюцией ГА ООН единогласно утвердила Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства. Спустя несколько лет именно
на основании данной Декларации был разработан и принят
первый универсальный международный договор в рассматриваемой области - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее -
Договор о космосе).
Первоочередной целью заключения Договора о космосе было международно-правовое закрепление принципов деятельности государств в космическом пространстве. Проекты первого «космического» договора, представленные СССР и США, содержали ряд положений, базировавшихся на аналогичных положениях Договора об Антарктике 1959 г.
Другим договором, оказавшим значительное влияние в процессе разработки Договора о космосе, стал Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.
Таким образом, согласование и разработка принципов мирного исследования и использования космического пространства и небесных тел основывались на том, что важнейшая для СССР и США деятельность военного характера - испытания ядерного оружия - уже была к тому времени запрещена международным правом.
Как показывает сравнение советского и американского проектов, основное расхождение между ними состояло в том, что
советский проект договора распространялся на небесные тела
и космическое пространство, в то время как американский —
только на небесные тела. Кроме того, возражение США вызвало положение, содержавшееся в подготовленном СССР проекте, согласно которому договор был открыт для подписания все
ми государствами. В конечном итоге США согласились на такую формулировку, заявив, однако, что «присоединение к Договору режима либо государства, непризнанного Соединенными
Штатами, не влечет признания такого режима либо государства Соединенными Штатами». Других существенных расхождений во взглядах двух космических держав на будущее
соглашение не было.
Договор о космосе, будучи принятым ГА ООН 19 декабря
1966 г., был открыт для подписания сразу в трех мировых
столицах - Москве, Вашингтоне и Лондоне - и вступил в силу
10 октября 1967 г.
БССР поставила свою подпись под Договором 10 февраля 1967 г., а 13 июня того же года ратифицировала его.
Впоследствии был разработан и принят ряд международных соглашений, развивающих и дополняющих положения Договора о космосе и являющихся наряду с ним основными источниками международного космического права. В их числе:
- Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое
пространство, 1968 г. (подписано БССР 14 мая 1968 г. и
ратифицировано 18 октября 1968 г.);
- Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. (подписана БССР 29 марта 1972 г. и ратифицирована 5 октября 1973 г.);
- Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. (подписана БССР 30 июня 1975 г. и ратифицирована 20 июля 1977 г.);
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Республика Беларусь не участвует).
Наряду с вышеперечисленными международными договорами важное место в системе источников международного космического права занимают резолюции ГА ООН. Это, в первую очередь:
- резолюция от 20 декабря 1961 г. о международном сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях;
- резолюция от 13 декабря 1963 г. о правовых
принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства;
- резолюция от 10 декабря 1982 г. о принципах использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания;
- резолюция от 3 декабря 1986 г. о принципах, касающихся дистанционного зондирования Земли из космоса;
- резолюция от 14 декабря 1992 г. о принципах, касающихся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве;
- другие.
Однако следует заметить, что вопрос о статусе резолюции ГА ООН как источников международного космического права все еще остается дискуссионным. С одной стороны, резолюции ГА ООН носят рекомендательный характер в силу положений гл. IV Устава ООН. С другой - они олицетворяют собой выражение общего мнения мирового сообщества относительно тех или иных вопросов космической деятельности, намечают цели и пути кодификации и прогрессивного развития международного космического права. Большинство резолюций ГА ООН по космосу представляют собой документы, конкретизирующие принципы, закрепленные в Договоре о космосе, применительно к тому или иному виду прикладного использования космического пространства. Кроме того, последовательное выполнение государствами мира рекомендаций, содержащихся в названных резолюциях, может привести впоследствии к формированию соответствующих международных обычаев.
Источниками международного космического права являются также заключенные государствами двусторонние и иные многосторонние соглашения в рассматриваемой области.