Незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации

Первым актом незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации может считаться случай, произошедший 2 марта 1784 г., когда за минуту до запуска воздушного шара французского воздухоплавателя Ж.-П. Бланшарда некий мо­лодой человек запрыгнул в корзину шара и, размахивая ме­чом, заявил о своем намерении его сопровождать.

Борьба с незаконными актами вмешательства в деятель­ность гражданской авиации была включена в постоянную по­вестку дня Ассамблеи ИКАО с конца 1960-х гг., когда резко
возросло число случаев угона и захвата самолетов. Такие дей­ствия признаются серьезнейшими нарушениями международ­ного права и осуждаются независимо от того, где, кем и когда
они совершены. Сотрудничество государств по борьбе с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации идет в двух направлениях: подавление актов незаконного вмешательства и привлечение к ответственности совершивших их лиц. Государства обязаны совершенствовать свое уголовное законодательство в целях обеспечения сурового наказания для лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность гражданской авиации; сотрудничать посредством заключения двусторонних соглашений о воздушных сообщениях, предоставлении судеб­ной помощи и выдаче преступников; обмениваться информацией по всем вопросам, связанным с затрагиваемой проблемой, и предоставлять ее Совету ИКАО; предпринимать все возможные технические меры для обеспечения безопасности авиациии др.

ИКАО занимается совершенствованием международно-правового регулирования данного вопроса, готовит типовые документы (Совет ИКАО в 1986 г. принял проект типовой статьи об авиационной безопасности, подлежащей включению в двусторонние соглашения о воздушных сообщениях, а в 1989 г. - ;
Типовое соглашение об авиационной безопасности для двустороннего регионального сотрудничества), разрабатывает стандар­ты и рекомендуемую практику (приложение 17 к Чикагской конвенции), способствует обмену информацией между государствами участниками и сотрудничает с другими международными организациями в этой области (например, с Интерполом, Всемирным почтовым союзом, ИАТА и др.).

Правовую базу борьбы с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации составляют Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г. (Токийская конвенция), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция), Конвенция о борьбе с незаконными ак­тами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. (Монреальская конвенция), Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 г., дополнительный к Монреальской конвенции 1971 года (Монреальский протокол). В 1991 г. принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения.

Тема № 9 Международное космическое право

План

1. Понятие, источники и принципы международного космического права

2. Правовой режим космического пространства и небесных тел

3. Правовой режим космических объектов и статус космонавтов

4. Международно-правовое регулирование прикладных видов использования космического пространства

5. Международные космические организации

1. Понятие, источники и принципы международного космического права

Международное космическое право - одна из наиболее молодых отраслей международного публичного права, которая появилась сравнительно недавно - во второй половине XX в. Тем не менее, к настоящему моменту это вполне сформировавшаяся, самостоятельная отрасль, имеющая свои собственные принципы и правовые источники.

Согласно определению профессора (И.И. Лукашука) международное космическое право — это «отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса».

Данное определение является (по мнению некоторых российских учёных), несколько неполным, так как исследование и использование космического пространства осуществляют не только государства, но и международные межправительственные организации.

Профессор Г.П. Жуков определяет международное космическое право как «совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения государств между собой, с международными межправительственными организациями, взаимоотношения таких организаций в связи с осуществлением всеми ими космической деятельности, а также устанавливающих международно-правовой режим такой деятельности в пределах космического пространства, Луны и других небесных тел.

Профессор М. В. Филимонова понимает под международным космическим правом «систему юридических норм, договорных и обычных, регулирующих отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с исследованием и использованием космоса, представляющего собой общее досто­яние человечества.

По мнению белорусских учёных (проф. Бровка Ю.П.), обобщая вместе все вышеприведенные формулировки, наиболее уместным, в том числе универсаль­ным представляется определение международного космическо­го права как отрасли международного публичного права, пред­метом регулирования которой являются отношения между субъектами международного права, возникающие в ходе осу­ществления ими деятельности по исследованию и использова­нию космического пространства, включая Луну и другие не­бесные тела.

С самого начала исследования космического пространства -
запуска Союзом ССР 4 октября 1957 г. первого искусственно­го спутника Земли - стало ясно, что такая деятельность госу­дарств не может не затрагивать интересы других стран. Боль­шинство же видов современной космической деятельности зат­рагивают интересы всего международного сообщества. Осуще­ствление любой деятельности, затрагивающей интересы дру­гих государств, как известно, влечет возникновение междуна­родных правоотношений. При этом носителями соответствую­щих прав и обязанностей в таких случаях являются субъекты
международного права.

Признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции ГА ООН от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались «общая заинтересованность человечества в космическом пространстве» и необходимость обсуждения в рамках ООН характера «правовых проблем, которые могут воз­никнуть при проведении программ исследования космического пространства». В этой же резолюции была признана необходи­мость международного сотрудничества в исследовании косми­ческого пространства и заключения международных соглашений, закрепляющих принцип мирного использования космического пространства в соответствии со ст. 2 Устава ООН.

12 декабря 1959 г. в соответствии с резолюцией ГА ООН в рамках ООН был создан ad hoc комитет, призван­ный рассматривать правовые проблемы, возникающие в ходе осуществления космической деятельности.

В 1961 г. ГА ООН приняла резолюцию, уста­навливавшую, что только мирное использование космического пространства является допустимым. Другим ключевым поло­жением данной резолюции был запрет на присвоение государ­ствами космического пространства и небесных тел.

Через два года резолюцией ГА ООН едино­гласно утвердила Декларацию правовых принципов, регулиру­ющих деятельность государств по исследованию и использова­нию космического пространства. Спустя несколько лет именно
на основании данной Декларации был разработан и принят
первый универсальный международный договор в рассматриваемой области - Договор о принципах деятельности госу­дарств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее -
Договор о космосе).

Первоочередной целью заключения Договора о космосе было международно-правовое закрепление принципов деятельности государств в космическом пространстве. Проекты первого «кос­мического» договора, представленные СССР и США, содержали ряд положений, базировавшихся на аналогичных положениях Договора об Антарктике 1959 г.

Другим договором, оказав­шим значительное влияние в процессе разработки Договора о космосе, стал Договор о запрещении испытаний ядерного ору­жия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.

Таким образом, согласование и разработка принципов мирного исследования и использования космического простран­ства и небесных тел основывались на том, что важнейшая для СССР и США деятельность военного характера - испытания ядерного оружия - уже была к тому времени запрещена меж­дународным правом.

Как показывает сравнение советского и американского проектов, основное расхождение между ними состояло в том, что
советский проект договора распространялся на небесные тела
и космическое пространство, в то время как американский —
только на небесные тела. Кроме того, возражение США вызва­ло положение, содержавшееся в подготовленном СССР проек­те, согласно которому договор был открыт для подписания все­
ми государствами. В конечном итоге США согласились на та­кую формулировку, заявив, однако, что «присоединение к До­говору режима либо государства, непризнанного Соединенными
Штатами, не влечет признания такого режима либо государ­ства Соединенными Штатами». Других существенных рас­хождений во взглядах двух космических держав на будущее
соглашение не было.

Договор о космосе, будучи принятым ГА ООН 19 декабря
1966 г., был открыт для подписания сразу в трех мировых
столицах - Москве, Вашингтоне и Лондоне - и вступил в силу
10 октября 1967 г.

БССР поставила свою подпись под Догово­ром 10 февраля 1967 г., а 13 июня того же года ратифициро­вала его.

Впоследствии был разработан и принят ряд международ­ных соглашений, развивающих и дополняющих положения Договора о космосе и являющихся наряду с ним основными источниками международного космического права. В их числе:

- Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое
пространство, 1968 г. (подписано БССР 14 мая 1968 г. и
ратифицировано 18 октября 1968 г.);

- Конвенция о международной ответственности за ущерб, при­чиненный космическими объектами, 1972 г. (подписана БССР 29 марта 1972 г. и ратифицирована 5 октября 1973 г.);

- Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в косми­ческое пространство, 1975 г. (подписана БССР 30 июня 1975 г. и ратифицирована 20 июля 1977 г.);

Соглашение о деятельности государств на Луне и других не­бесных телах 1979 г. (Республика Беларусь не участвует).

Наряду с вышеперечисленными международными договорами важное место в системе источников международного космическо­го права занимают резолюции ГА ООН. Это, в первую очередь:

- резолюция от 20 декабря 1961 г. о международ­ном сотрудничестве в использовании космического простран­ства в мирных целях;

- резолюция от 13 декабря 1963 г. о правовых
принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства;

- резолюция от 10 декабря 1982 г. о принципах использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания;

- резолюция от 3 декабря 1986 г. о принципах, касающихся дистанционного зондирования Земли из космоса;

- резолюция от 14 декабря 1992 г. о принципах, касающихся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве;

- другие.

Однако следует заметить, что вопрос о статусе резолюции ГА ООН как источников международного космического права все еще остается дискуссионным. С одной стороны, резолюции ГА ООН носят рекомендательный характер в силу положений гл. IV Устава ООН. С другой - они олицетворяют собой выражение общего мнения мирового сообщества относительно тех или иных вопросов космической деятельности, намечают цели и пути кодификации и прогрессивного развития международного космического права. Большинство резолюций ГА ООН по космосу представляют собой документы, конкретизирующие принципы, закрепленные в Договоре о космосе, применительно к тому или иному виду прикладного использования космического пространства. Кроме того, последовательное выполнение государствами мира рекомендаций, содержащихся в названных резолюциях, может привести впоследствии к формированию соответствующих международных обычаев.

Источниками международного космического права являют­ся также заключенные государствами двусторонние и иные многосторонние соглашения в рассматриваемой области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: