Оценка школьного расписания

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе должны обязательно учитывать динамику изменения работоспособности и физиологических функций учащихся на протяжении учебного дня и недели. Основная задача рациональной организации учебных занятий заключается в том, чтобы, используя сочетание разнообразных видов деятельности, обеспечить сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на довольно высоком уровне.

В составлении школьного расписания необходимо учитывать трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и они, при правильной организации занятий, снимают утомление, возникшее на предшествующих занятиях. В качестве одного из возможных способов оценки можно использовать ранговую школу трудности, предложенную И.Г.Сивковым в 1975 году.

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание для начальных классов первыми и вторыми уроками, а в средних и старших классах – вторыми и третьими, т.е. вводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трёх трудных уроков подряд (например: физика, математика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, география). Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного направлений с уроками физкультуры, труда, пения, рисования, что даёт учащимся возможность переключиться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение всей недели.

Школу трудности уроков используют и для гигиенической оценки школьного расписания. С этой целью подсчитывают сумму баллов по дням недели в отдельных классах, затем нагрузку изображают графически (по оси абсцисс – дни недели, по оси ординат – нагрузка в баллах) и сравнивают её с динамикой недельной работоспособности учащихся. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если получается кривая с одним подъёмом в среду (2) или в четверг (при шестидневной учёбе) или с двумя (1) – во вторник и в пятницу при пятидневке. Расписание оценивается как нерациональное, если наибольшая сумма баллов приходится на начало или конец недели, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле. В последние годы осуществлён переход большого числа школ на 5-дневную неделю. Два выходных дня обеспечивают более благоприятные условия для динамики работоспособности детей, т. к. исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота), более продолжительный отдых даёт также возможность активно использовать их для занятий физкультурой и спортом. Однако гигиенисты считают, что недопустимо сокращение учебной недели за счёт увеличения ежедневной нагрузки, т.е. продолжительность занятий в оставшиеся учебные дни не должна увеличиваться. Кроме того, в связи с большим периодом врабатываемости после двух выходных дней в расписании необходимо
предусмотреть облегчение занятий в понедельник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: