Глава 1. Методологические основы организационного поведения

История развития знаний о поведении человека

Традиционно в российской науке о человеке исследование поведения связывают с именами В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова. Именно они впервые заговорили о необходимости сделать поведение предметом специального научного изучения.

Поведение – это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

В.М.Бехтерев был инициатором создания профконсультационной службы в 20-е годы, он же предложил и обосновал необходимость развития новых научных направлений – рефлексологии и эргологии. Рефлексология мыслилась как развитие идей И.М.Сеченова об изучении поведения и деятельности человека. Всякий труд предполагалось изучать на разных уровнях: физическом, биологическом и социальном.

За рубежом поведенческий аспект человека изучали бихевиористы (бихевиоризм – направление в американской психологии, рассматривающее психику прежде всего как совокупность различных форм поведения, которое, в свою очередь, представляет собой совокупность реакций организма на стимулы внешней среды). У истоков бихевиористского направления стояли Э.Торндайк, Д.Уотсон, А.Вейс,Б.Скиннер.

В нашей стране в последние десятилетия наиболее употребляемым термином для обозначения целенаправленной активности человека стало понятие деятельности. Ученые тщательно подчеркивали различие между понятиями «поведение» и «деятельность». Они подчеркивали, что в отличие от поведения деятельность всегда носит осознанный характер. Ведущим методологическим принципом советской психологии был принцип единства сознания и деятельности.

Расширение круга изучаемых проблем, связанных с поведением человека в процессе труда, привело к возникновению новой психологической дисциплины – организационной психологии.

Организационная психологияприкладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации(1, с.16).

В нашей стране организационное поведение появилось как синтез социальных, психологических и экономических знаний, позволяющих решать проблемы управления организацией. Данное направление получило отражение в работах А.Г.Агабегяна, О.С.Виханского, Ю.Д.Красовского.

Вместе с тем ряд отечественных психологов не рассматривает организационное поведение как науку, оставляя право на существование ее как учебной дисциплины (2).

В США и некоторых европейских странах организационное поведение признано научной дисциплиной, обладающей своим научным понятийным аппаратом, собственными научными методами исследования, концепциями, позволяющими проводить научный анализ на самых разных уровнях.





Подборка статей по вашей теме: