Успешно завершить беседу –это значит достигнуть заранее намеченных и запланированных целей.
В последней фазе беседу решаются следующие задачи:
* достижение основной или в самом неблагоприятном случае запасной (альтернативной) цели;
* обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы;
* стимулирование собеседников к выполнению намеченных действий;
* поддержание в дальнейшем контактов с собеседниками;
* составление резюме беседы, понятного для всех присутствующих;
* подписание, если это предусматривалось, протокола о намерениях, договора или иных документов.
Когда переводить беседу в завершающую фазу? Тогда, когда она находится на спаде. При этом важно отделить завершение беседы от других ее фаз с помощью таких фраз: «Давайте подведем итоги», «Мы подошли к концу нашей беседы (переговоров)».
Беседа является завершенной при выполнении следующих условий:
* все аргументы приведены;
* на все поставленные вопросы даны удовлетворяющие собеседника ответы;
* успешно справились с замечаниями и возражениями;
* удалось установить благоприятную атмосферу для завершения беседы.
О готовности собеседника к завершению беседы можно судить по следующим признакам:
* расслабленное состояние собеседника;
* проявление расположения, ободрения;
* перелистывание вновь предложенного проекта.
Цель оказывается не достигнутой в следующих случаях:
1) при столкновении с более обоснованной аргументацией;
2) при столкновении с более сильным, лучше подготовленным оппонентом;
3) при возникновении неожиданной ситуации, которая изменила предмет беседы.
В случае «тупика» возможны следующие запасные варианты:
* нейтрализация негативных моментов беседы;
* закрепление и подтверждение того, что достигнуто:
* «наведение мостов» для следующей деловой беседы.
В любом случае не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Достигнув цели, поблагодарите собеседника и скажите ему, что он будет доволен принятым решением.
Резюме. Факторами повышения эффективности деловой беседы (переговоров) являются:
· хорошая профессиональная подготовка и надежность собеседника;
· ясность мыслей и однозначность высказываний, стремление к наглядности при изложении материала;
· постоянная направленность на решение новых задач деловой беседы;
· учет сигналов обратной связи относительно правильности понимания слушающим слов говорящего;
· повышение интенсивности беседы по мере приближения ее к концу;
· повторение основных положений и мыслей с целью наиболее эффективного восприятия информации собеседником;
· заранее продуманная, но неожиданная и необычная для собеседника увязка деталей и фактов;
· оптимальный объем передачи информации;
· юмор и ирония, особенно когда нужно парировать выпады собеседника (3).
Критерии определения эффективности переговорного взаимодействия:
* достигнуто соглашение;
* учтены справедливые и законные притязания сторон деловой беседы;
* в дальнейшем возможно примирение, если беседа приобрела конфликтный характер;
* отношения в результате проведенной беседы (переговоров) не испорчены;
* достигнутые решения не противоречат интересам общества и государства в целом.
Вопросы и задания по третьей главе
1. Что такое коммуникация и какова ее цель в организации?
2. Виды коммуникации в организации?
3. Коммуникативные барьеры и их виды?
4. Формальная и неформальная коммуникация. Способы управления слухами в организации?
5. Этапы проведения деловой беседы?
Задание № 1
Проанализируйте одну из историй, полученных Вами посредством «виноградной лозы». Насколько эта информация оказалась достоверной и какие приемы предупреждения слухов, используются в Вашей организации?