Феноменология конфликта

Невозможно представить трудовой коллектив без конфликтов. Они выступают как фиксируемые точки проявления экономических, социальных, психологических противоречий, преодоление которых является двигательной силой его развития. На сегодняшний день любому руководителю необходимо знать феноменологию конфликта, чтобы осуществлять эффективное управление организацией.

Конфликт (от лат. «столкновение») – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, желаний и т.д. К. неизбежны, они тягостны и порождают психическое напряжение: аффекты, агрессии, стрессы, депрессию. Многие авторы трактуют понятие конфликт по-своему:

1.Н.И.Кабушкин: «противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами».

2.К.Левин: «ситуация, в которой на индивида действуют одновременно противоположно направленные, но приблизительно равные силы».

3.Ф.П.Ходеев: «временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или не получением информации (в том числе искаженной), вызывающем специфическое представление об интересующем объекте, приводящее к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп».

Несмотря на многообразие трактовок понятия «конфликт» в современной литературе, для дальнейшего теоретического анализа, необходимо обратиться к определению, предложенное А.. А. Радугиным: «особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов». На наш взгляд, именно этот автор более глубоко и всесторонне рассмотрел данное явление.

Основными элементами конфликта являются:

- участники, субъекты конфликта;(внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой)

- условия протекания конфликта; (пространственно-временные, социально-психологические)

- образы конфликтной ситуации; (представление участников о себе, о противоположной стороне, представления конфликтных сторон об условиях конфликтной ситуации). Образы, а не реальность определят конфликтное поведение.

- возможные действия участников; (характер действий: наступательные, оборонительные, нейтральные; степень активности, направленность этих действий: на оппонента, на треть сторону, на самого себя)

- исход конфликта (полное разрешение: поражение, пространственное и социальное разведение, удовлетворение потребностей конфликтующих сторон, изменение образа конфликтной ситуации, психотерапевтическое снятие психического напряжение; частичное: ограничение удовлетворения целей или перевод конфликта в другу плоскость).

Исследуя феномен конфликта, необходимо выделить его функции. Л.Козер предлагает следующие позитивные функции:

1.Контролируемая. Дает выход накопившемуся напряжению между враждебностью, а это позволяет сохранить и улучшить отношение.

2.Инновационная. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит известная трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, взаимного доверия и уважения.

3.Интегративная. Производственный конфликт влияет на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов, способствует группообразованию, установлению и поддержанию нормативных и физических границ группы. Эта функция связана с процессами внутри конфликтующих сторон и взаимодействиями между ними.

4.Информативная. Эта важная функция имеет две стороны, сигнализирующую и коммуникативную. Сигнализирующая сторона заключается в том, что администрация начинает обращать внимание на не терпимые условия труда, произвол, различного рода злоупотребления. Стремясь не допустить эскалации конфликта, она принимает меры для смягчения создавшейся ситуации. Коммуникативная сторона определяется так, что для обеих конфликтующих сторон необходимо располагать информацией, позволяющей сделать выводы о стратегии и тактике своего противника, ресурсах, которыми он располагает. Расширяя свой информационный потенциал, усиливают коммуникативный обмен друг с другом, познавая гораздо больший объем информации о факторах и причинах, интересах и целях, позициях и программах выхода из конфликта.

К описанным выше функциям нельзя подходить с оценочными категориями. Их ценность ситуативная. Все трансформации, происходящие во время конфликта, единовременны и взаимосвязаны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: