Поведение организации

Любое общество состоит из множества организаций, и такие из них, как государственные учреждения, промышленные предприятия, учебные заведения и т.д. занимают доминирующие позиции в современном обществе. С точки зрения индивида, преимущество организационных групп заключается в том, что человек, являясь членом организации, может ставить и успешно достигать более масштабные цели, чем это возможно в одиночку.

По мнению Мильнера Б.З., организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общих целей (4). Для большинства членов организации общая цель предстает как некое внеличное образование, как бы стоящее над ним. Приходя в организацию, человек, как правило, застает уже давно сформулированную общую цель, в соответствии с которой он должен строить свое поведение. Вместе с тем, каждый индивид, имеет свои цели, интересы и потребности. В этом контексте организация выступает как противоречивый процесс взаимодействия людей, обладающих различными, и порой противоположными целями.

Психологически это противоречие выступает в виде двух диаметрально противоположных тенденций: центростремительной и центробежной. Первая – подталкивает индивида к сотрудничеству, к поиску общих целей и интересов. В русле этой тенденции организация выступает для индивида инструментом удовлетворения его потребностей: следуя ее целям, он получает средства не только к существованию, но и к благополучию и развитию. Вторая тенденция заставляет индивида избегать давления, а необходимость подчинять свои индивидуальные цели и действия требованиям организации и невозможность следовать исключительно собственным желаниям и планам неизбежно порождают у него чувство протеста и нежелание вступать в организационное взаимодействие с другими людьми.

Это противоречие диалектически присуще любой организации и всегда угрожает ее целостности. Существовать как единый организм она может только в том случае, если центростремительные силы будут явно и устойчиво преобладать над центробежными, если стремление к интеграции будет преобладать над дезинтеграцией. Следовательно в организации должна присутствовать некая сила, способная обеспечить этот приоритет.

Такой силой выступает организационная власть – процесс, обеспечивающий устойчивую приоритетность общей цели над индивидуальными цклями работников и использующий для этого широкий набор организационных средств, включая насилие.(Занковский). Выступая как средство изменения целей и поведения членов организации, т.е. как средство психологического давления, этот процесс «овеществлен» в системе средств, которые способны реализовать власть безлично в виде организационной структуры, формализованных функциональных взаимосвязей, должностных обязанностей и инструкций, норм и правил. И чем больше размер организации, тем шире набор средств, которые используются в этом процессе.

Основные характеристикиорганизации

Среди характеристик организации, которые нашли отражение во многих теориях, выделяются размер, сложность, формализация, рациональность, иерархическая структура и специализация. Рассмотрим их более подробно.

Размер организации выступает как фактор, детерминирующий характер межличностных отношений. В больших организациях межличностные отношения утрачивают свою непосредственность.

Сложност ь организации связана со степенью дифференциации. Она включает разделение труда, количество уровней в иерархии и степень территориального распределения.

Формализация отчасти является результатом ее размера и отражает потребность в структурированном контроле. Формализация – это правила и процедуры, изложенные в письменной форме и выступающие устойчивыми поведенческими ориентирами для всех работников. Индивид, приходя в учреждение, оказывается перед лицом уже четко установленных форм действий и взаимодействий, которые облегчают процесс «вхождени2 в новую для него структуру. Формализация имеет ряд потенциальных преимуществ:

А) облегчает координацию, уменьшает вариативность индивидуального поведения,

Б) уменьшает ролевую неопределенность, четко определяя обязанности каждого индивида, его ответственность, объем полномочий и обязанностей,

В) облегчает контроль, обеспечивая четко определенные стандарты деятельности.

Г) снижает расходы на персонал, уменьшая необходимость его многосторонненго обучения,

Д) позволяет с помощью единых правил и процедур обеспечивать постоянный уровень качества производства и услуг,

Е) дает служащим защиту от произвола руководства, так как четко определяет его обязанности и стандарты деятельности.

Однако формализация приводит и к целому ряду негативных явлений:

А) смещает акцент с целей на средства, приводя к ригидности поведения и автоматическому следованию правилам,

Б) ограничивает свободу служащего, делая работу менее интересной и недостаточно творческой,

В) требует больших временных затрат и усилий для разработки правил и стандартизированных процедур, что, в свою очередь, невозможно без увеличения организационного персонала,

Г) снижает адаптивность к изменяющимся условиям и новым потребностям клиентов,

Д) ограничивает возможности нижнего управленческого персонала в обучении стратегическим управленческим навыкам, что сокращает число потенциальных кандидатов на высшие посты в организации.

Рациональность – это основывающаяся на логике и научном знании деятельность социотехнической системы, имеющей некоторую цель. Рациональность достигается дроблением цели на задачи, которые поручаются подразделениям организации. Индивид, согласившийся принять руководство элементом системы, обязан взять на себя ответственность за выполнение его задачи, т.е. фактически должен рассматривать цель своего подразделения как свою личную.

Иерархическая структура – это наличие различных властных полномочий на разных организационных уровнях, цепочка формальных взаимоотношений руководства – подчинения, идущая от вершины организационной пирамиды до ее основания и связывающая всю организацию воедино. Степень власти или объем властных полномочий на каждом уровне может быть определен, исходя из возможностей индивида контролировать материальные и трудовые ресурсы.

Специализация – это набор действий, предписываемых определенной должности или отдельному индивиду. Специализация может выступать в двух формах – как разделение труда и профессионализация. В первом случае конкретная задача на основании анализа делится на элементы, повторяемость которых выше, а сложность значительно ниже всей задачи. Это позволяет упростить обучение и замену персонала. Во втором – специализация касается не задачи, а знаний и навыков индивида. Профессионализация означает формирование комплекса знаний и навыков, которые в силу своей сложности, динамичности или уникальности не могут быть сведены к отдельным операциям, доступным практически любому члену организации.

Поведение организации, как и поведение высокоорганизованных биологических организмов, является целенаправленной. Главной целью практически всех организаций является задача выживания. Если первоначальные цели не способствуют выживаемости организации, то она их меняет. Большое влияние на организационные цели оказывают: потребители, конкуренты, кредиторы, профессиональные союзы, национальная и культурная среда, поставщики, держатели акций, государственные органы. Из-за чрезмерной зависимости от среды организация, чтобы выжить и преуспеть, должна адаптироваться ко всем изменениям среды. Поэтому организация не может быть статичным и инвариантным образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: