Предмет и метод НП

Термин "НП" м.б. рассмотрен: 1) как учеб. дисциплина; 2)как отрасль юр. науки;3) как подотрасль рос. права. Вопрос об отраслевой самост-ти НП носит дискуссионный характер. Длительное время оно рассматривалось как крупный правовой институт в рамках ФП. В наст. время сформировались 3 подхода: 1) НП - правовой институт ФП, который обособленно от него рассматриваться не должен; 2) НП – самост. отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, кодифицированным зак-твом; 3)НП - подотрасль ФП, стремящаяся к обособлению в самост-ю отрасль. Возникновение и формирование НП первоначально произошло в рамках фин-правового института гос. доходов. Т.з. авторов: (Демин А.В.): все объективные предпосылки для отраслевой самост-ти НП к настоящему моменту уже сформировались: предмет, метод, правовые принципы, специальная терминология, кодификация, субъектный состав, процессуальные нормы и другие атрибуты не только нормативно закреплены, но и прошли правоприменительную апробацию. Дело остается за признанием научным сообществом НП в качестве самост. отрасли права. Как учеб. дисциплина - система сведений, знаний и инф-и об основных положениях НП (рассматриваются такие??, как предмет, метод НП, история нал.зак-ства, различные теоретические проблемы). Наука НП - система знаний о нормах НП, о теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм. Как отрасль науки НП изучает общест-е проблемы и процессы, возникающие при регулировании нал. правоотношений. Т.о. НП - совокупность правовых норм, регулирующих общест. отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих S-в. Предмет НП - это совокупность правовых отношений, складывающихся м/у гос-м, н/плат-ми и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания н. и с., осущ-ю нал. контроля и ответ-ти за нарушения нал. зак-тва, защиты прав и имущ-х интересов н/плат-ков, г-ва и ОМСУ. Отн-я, которые входят в предмет НП м.б. представлены в след. виде: I КЛАССИФ-Я: 1) связанные с установлением н. и с.; 2) связанные с введением н. и с.; 3) отн-я по взиманию н. и с.; 4) по осущ-ю нал. контроля со стороны гос. органов; 5) отн-я, возникающие в процессе привлечения к ответ-ти за совершение нал. правонар-й. Кроме того, в предмет НП могут входить и некоторые группы отн-й, регулируемых тамож. зак-м, однако для этого необходимо спец. указание на это в нал.зак-ве. II КЛАССИФ-Я: 1)имущ-е отношения, непосредственно связанные с движением ден. средств в наличной или безналичной форме, 2) организационные (неимущ-е). Нал. отн-я представляют собой отн-я по поводу соб-ти. Конечной целью нал-прав. регулир-я является формирование централизованных ден. фондов г-ва и МСУ путем отчуждения принадлежащих частным лицам ден. средств для реализации публичных задач и фун-й. При этом часть соб-ти н/плат-ков в денеж. форме переходит в соб-ть г-ва. Т.о., предмет НП составляют имущ-е и тесно связанные с ними организационные отн-я, направленные на формирование централизованных денежных фондов г-ва и МО. Основное различие м/у налоговыми и гражд-правовыми отношениями состоит в том, что первые носят властный характер, вторые - нет. III КЛАССИФ-Я: По экономич-му критерию нал. отношения подразделяются на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение ден. средств и обладающие характерными признаками финансов: н-р, отношения по взиманию н. Нефинансовыми явл-ся отн-я, в рез-те функционир-я которых не происходит движения ден. средств, однако эти отн-я лежат в основе нал-х и направлены на создание, изменение или прекращение нал. правоотн-й (н-р, установление налогов, нал. контроль, привлечение к нал. ответ-ти). Также н.отн-я явл-ся относительными, поскольку всегда имеют строго определенный состав участников и по S-тному составу хар-тся как многосторонние. Метод правового регулирования – это способ, с помощью которого налоговые нормы воздействуют на поведение участников налоговых правоотношений. Основным яв-ся императивный метод – метод властных предписаний со стороны государства и его уполномоченных органов, других участников правоотношений. Его используют как определенную меру должного поведения, обеспечивающую принудительное воздействие в случае неисполнения установленного предписания. Метод рекомендаций (дача разъяснений по налоговым вопросам, формы и образцы документации) и согласования яв-ся публичной отраслью права. Налоговое право не должно опираться на диспозитивный метод, однако в некоторых случаях используется договорной метод, а при регулировании отдельных налоговых отношений применяются нормы гражданского законодательства.

2. Система и основные принципы НП.

Нормы НП группируются в 2 части - Общую и Особенную. Общая часть включает в себя нормы, устанавливающие п-пы НП, систему и виды н. и с. РФ, права и обязанности участников, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате н., порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осущ-я нал. отчетности и нал. контроля, а также способы и порядок защиты прав н/плат-в, систему гос. органов, осущ-х налог. деят-ть, разграничение их полномочий в данной сфере, основы нало-правового статуса других S-в, формы и методы нал/ контроля и т. д. Общая часть представлена ч.1 НК РФ. Нормы Общей части применяются ко всем нал.-правовым отн-м и действуют относительно всех иных инст-в, субинст-в и норм НП. Особенная часть включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов н. и с. (это совокуп-ть норм 2 части НК РФ). П-пы НП – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, выражающие сущность норм данной отрасли. В общей теории права принято подразделять п-пы на общие (конституц-е) и отраслевые. Общие: п-п законности (верховенство з-на, неукоснит-е выполнение каждым S-м актов нал. зак-ства); федерализма (установление общих прин-в н/обл. находится в совместном ведении), разделения властей, плановости, гласности, гарантии защиты прав н/плат-в. Отраслевые:1) П-п всеобщности н/обл. (является конституц-м: «каждый обязан платить законно установленные н. и с.». Кроме того, в К. устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные К.); 2)равенства налогообложения (н. и с. не могут иметь дискриминац-й хар-р и различно применяться исходя из соц-х, расовых, нац-х, религ-х и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки н. и с., нал. льготы в зависимости от формы соб-ти, гражданства или места происхождения капитала); 3) Равенство н/обложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все н/плательщики уплачивают одинаковые налоги. Согласно НК п-п равенства дополняется требованием соразмерности налогообложения, т.е. учетом фактической способности н/плательщика к уплате налога.. Соразмерность н/обл-я включает требования: а) пропорциональности: при установлении н.учитывается фактическая способность н/плат-ка к уплате налога; б) обоснованности: н. и с. должны иметь экономич-е основание и не м.б. произвольными; 3) допустимости: недопустимы н. и с., препятствующие реализации гражданами своих конституц-х прав. По общему правилу, чем больше нал. база (размер зем. участка, стоимость имуществ), тем больший налог должен уплатить н/плат-к. 4)П-п конституционности – недопустимо установ-е н. и с., препят-х реализ-и гражданами своих конституц-х прав; 5) Единства эконом-го пространства РФ ( означает, что на тер-и РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и к-л иных препятствий для свободного перемещения т., услуг и фин. средств, а ограничения их перемещения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безоп-ти, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культур. ценностей. Установление н., нарушающее единство эк. пространства, запрещается. С этой т.з. недопустимо как введение регион-х налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение т., услуг, фин. средств в пределах единого экономич. пространства, так и введение рег. налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних тер-й за счет налоговых доходов других тер-й либо переносить уплату налогов на н/плат-в др.регионов). 6) Законности налогообложения (ни на кого не м. б. возложена обяз-ть уплачивать незаконные н. и с., - т.е. не предусмотренные НК РФ, либо установленные в ином порядке, чем это сделано НК). 7) Экономической обоснован-ти н/облож-я ( Н. и с. не только не д.быть чрезмерно обременительными для н/плательщиков, но и должны обязательно иметь эконом-е основание, т.е. не быть произвольными); 8) П-п определенности налоговых норм (акты законодательства о н. и с. д.б. сформулированы т.о., чтобы каждый точно знал, какие н. (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу н/плат-ка. Кроме того, при установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы налогообложения, указанные в НК). 9) П-п недопущения дискриминации в н/обл.; 10)п-п однократности н/обл-я (один и тот же объект в 1 и тот же налог.период не может облаг-ся).

3. Источники налогового права.

Под источниками права понимают формы выражения норм действующего права. Система источников налогового права в структурном отношении делится на две части: источники, имеющие внутригосударственную природу, и межд.-правовые источники. В налоговом праве определяющую роль играют внутригосударственные (национальные) источники. К ним относятся законы, подзаконные акты, судебную практику (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай. Источники: 1. Конст. РФ; 2. межд. договоры РФ – общепризнанные принципы МП; 3. конституционные законы; 4. ФЗ; 5. НПА президента; 6. НПА Пр-во; 7. НПА Министерств и ведомств; 8. НПА Субъектов федерации – Устав ХМАО. 9. НПА органов МС; 10. Локальные; 11. Судебные решения.

Роль и значение этих источников налогового права в разных странах неодинаковы. Основным источником НП являются законы, среды которых доминирующее положение занимает Основной закон – конституция. В регулировании налоговых отношении высока роль подзаконных актов. В различных странах объем подзаконного регулирования налоговых отношении разный. Судебная практика официально признается источником права, в том числе налогового. Правовой обычай - сложившейся в практике обыкновение, ставшее юридически обязательным – в налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основном в сферах не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате налогов (порядок прохождения налоговых законопроектов в правительстве). Межд.-правовые источники НП двум и многосторонним договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения. Источники НП: 1 ). Внутригосударственные – законы; подзаконные нормативные акты; правовой обычай; судебная практика; 2). Международно-правовые – двух и многосторонние договоры; решения международных судов. Налоговое законо-во как источник. Налоговое законод-во – совокупность норм, содержащихся в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов Федерации, актов представительных органов МС, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношении собственников и гос-ва по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: