Провозная плата, цена товара

6 Порядок расчетов.

7 Дополнительные (особые) условия.

8 Расторжение (изменение) договора.

9 Освобождение от ответственности (форс-мажор).

10 Ответственность сторон.

11 Заключительные положения.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Перевозка груза железнодорожным [26] транспортом на территории России и стран СНГ регулируется Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г. N17-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N2, ст.169) и «Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N2, ст.170), а также ведомственными инструкциями и распоряжениями, издаваемыми администрацией железных дорог и соглашениями между железными дорогами стран, входящих в СНГ.

Перевозки внешнеторговых грузов железной дорогой в международном сообщении регулируются Соглашением о Международном грузовом сообщении - СМГС, действующая с 01 ноября 1951 года.

Что касается перевозок грузов автомобильным транспортом внутри РФ, то они регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта вступивший в действие в 2008 году.

Перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными соглашениями, наиболее значимым из них является Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ/ЦМР), которая была заключена в мае 1956 г (с изменениями 1978 г).

Перевозки грузов воздушным транспортом регулируются Воздушным кодексом принятым Государственной думой 19.02.1997 г., в редакции ФЗ – 331 от 04.12.2007, ФЗ – 332 от 04.12.2007 г..

Международные воздушные грузовые и пассажирские перевозки регулируются международными конвенциями.

Наиболее крупными многосторонними соглашениями по общим вопросам гражданской авиации и осуществления международных воздушных сообщений являются «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок», подписанная в Варшаве в 1929 году, дополненная в последующем протоколами в отношении перевозок грузов - Гаагским 1955 года и Монреальским 1975 года, и Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. Россия как правопреемник СССР является участником этих Конвенций.

Основным правовым документом, регулирующим весь комплекс проблем, связанных с морскими перевозками, в том числе судами «река-море» плавания, взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей, судовладельцев, экспедиторских и агентских фирм, является Кодекс Торгового Мореплавания РФ, принятый Государственной думой 31.03.1999 г., в редакции ФЗ – 261 от 08.11.2007, ФЗ – 333 от 06.12.2007 г

Перевозки речным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ принятый Государственной думой 07.02.2001 г., в редакции ФЗ – 261 от 08.11.2007, ФЗ – 333 от 06.12.2007 г.

Поскольку морской транспорт - это прежде всего внешнеторговый транспорт, большую роль в правовом регулировании морских перевозок играют документы международного правового характера.

Из международных конвенций по морским перевозкам, прежде всего, необходимо отметить:

«Международную конвенцию для унификации некоторых правил о коносаменте», известную как «Гаагские правила», подписанную в Брюсселе 25 августа 1924 года;

«Протокол изменений, вносимых в Брюссельскую конвенцию», подписанный в Брюсселе 25 февраля 1968 года, согласно так называемым «Гаагско-Висбийским правилам»;

«Конвенцию о кодексе проведения линейных конференций», подписанную в Женеве 6 апреля 1974 года;

«Конвенцию ООН о морской перевозке грузов» 1978 года («Гамбургские правила»).

При работе с транспортными документами экспедитору и агенту необходимо руководствоваться следующими характеристиками транспортных документов.

На морском транспорте: Коносамент применяется в качестве договора морской перевозки обычно в линейном судоходстве при доставке мелких партий груза Bill of Lading (англ.), Connaissement (франц.), Konossement (немец.), Conocimento (испан.), выполняет три основные функции: удостоверяет принятие судовладельцем груза к перевозке; является товарораспорядительным документом; свидетельствует о заключении договора морской перевозки. Коносамент – доказательство отгрузки товара продавцом в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Выполняя первую функцию, коносамент представляет собой расписку судовладельца или его уполномоченного, удостоверяющую, что определенные товары в указанном количестве и состоянии погружены на судно для перевозки к условному месту назначения или что товары приняты под охрану судовладельца в целях перевозки.

Вторая функция коносамента - дать право владельцу оригинала распоряжаться грузом - делает его товарораспорядительным документом. Это означает, что лишь лицо, указанное в коносаменте или обладающее коносаментом на предъявителя, вправе потребовать от судовладельца выдачи товара, обозначенного в коносаменте, и имеет право распоряжаться этим товаром. Чтобы продать товар, находящийся в пути и представленный коносаментом, товарораспорядителю достаточно продать или переуступить свои права по коносаменту.

Третья функция коносамента - это его способность выступать единственным доказательством наличия договора морской перевозки между грузоотправителем и судовладельцем. Эту функцию коносамент выполняет при перевозках товаров на судах регулярных линий или при поставке грузов отдельными партиями, не достаточными по своим размерам для использования всего судна или его части. Если же договор морской перевозки оформляется чартером, то в этом случае коносамент выполняет лишь первые две функции - служит распиской в получении груза к перевозке и товарораспорядительным документом.

Коносамент подписывается капитаном судна или пароходным агентом. Обычно коносамент представляет собой напечатанный типографским способом документ, в который вписываются вышеперечисленные данные. Различают следующие виды коносаментов: именной, ордерный и на предъявителя.

Именной коносамент предполагает, что товар должен быть доставлен определенному получателю с указанием его наименования и адреса. Ордерный коносамент предполагает, что грузоотправитель может передать свои права третьему лицу, индоссировав коносамент.

Передача права на груз по ордерному коносаменту осуществляется по бланковым или именным надписям (индоссаментам), которые находятся на лицевой или оборотной стороне коносамента.

Бланковая надпись – подпись лица, распоряжающегося грузом, которая превращает ордерный коносамент в предъявительский. Если же после бланковой надписи учиняется именная надпись, то ордерный коносамент становится именным.

Передачу документа от одного лица к другому по именной надписи осуществляют путем указания на коносаменте фамилии лица, которому его передают.
При наличии непрерывного ряда надписей на коносаменте груз выдают либо последнему указанному в нем конкретному лицу, либо предъявителю документа с бланковой надписью. Такой коносамент применяется в тех случаях, когда платеж производится против предъявления документов банку.

Коносамент на предъявителя предполагает, что товар передается любому лицу - держателю коносамента.

В тех случаях, когда грузополучатель продает не всю партию товара по коносаменту, а только часть или когда партия товара продается одновременно нескольким покупателям, он может раздробить коносамент на несколько частей и каждому покупателю выписать долевой коносамент, или деливери-ордер, по которому каждый покупатель может получить соответствующую часть груза.

Коносамент, в котором нет оговорок, указывающих на ненадлежащее состояние груза, называют чистым. «Чистый документ – это такой транспортный документ, который не имеет оговорок или замечаний, заявляющих о поврежденном состоянии грузов и/или упаковки».

Наличие замечания, делающего коносамент нечистым (foul Bill of Lading; claused Bill of Lading), снижает его доказательственную силу и значение в качестве товарораспорядительного документа.

Банк может не принять его к обращению. В этой связи грузоотправитель нередко предлагает компромисс – выдачу гарантийного письма на чистый коносамент. В гарантийном письме (letter of indemnity, back letter) отправитель обязуется возместить перевозчику убытки, если они возникнут у последнего при сдаче груза получателю.

Коносаменты обычно составляются в трех и более экземплярах с тем же содержанием и той же датой: один экземпляр для грузоотправителя или его экспедитора, один - для грузополучателя и один для судовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами, и на них ставится штамп «оригинал».

Кроме оригиналов, может быть выписано необходимое количество копий коносамента, которые юридической силы не имеют и необходимы капитану судна для проверки погруженного и выгруженного товара, агентам судна, портовой администрации, таможенным органам, транспортно-экспедиционной фирме; другие копии коносамента имеют штамп «копия» либо печатаются на бумаге отличного от оригинала цвета. Ст. 147 КТМ определяет, что «по желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов коносамента».

Классифицируются по форме организации судоходства: линейные (регулярные рейсы) и трамповые (разовое судоходство).

По способу организации перевозки: прямые «порт-порт», сквозные – одним видом транспорта, но несколько перевозчиков, комбинированный – коносамент для перевозки несколькими видами транспорта.

По времени выдачи: бортовой – то есть на борту судна;

не бортовой – то есть на груз принятый к перевозке.

Необходимо отметить, что морской билет, выдаваемый на паромах, не имеет функции товарораспорядительного документа.

На железнодорожном транспорте накладная и ее копия-дубликат являются транспортными документами при внутренних и международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документальным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. Во внутренних сообщениях копию-дубликат называют квитанцией о приеме груза.

Транспортными документами являются также «Дорожная ведомость» и «Корешок дорожной ведомости».

При заполнении накладной экспедитору надлежит пользоваться Алфавитным списком железнодорожных станций Тарифного руководства №4, Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов, Прейскурантом №10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами», часть 1,2, приложениями, утвержденными Постановлением Федеральной Энергетической Комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 для расчета провозной платы, а также знать статистические коды обслуживаемых грузоотправителей и грузополучателей, иметь под рукой справочные руководства грузоподъемности подвижного состава, степеней негабаритности, принятых сокращений по видам упаковки и др.

На воздушном транспорте грузовая авианакладная или квитанция воздушного сообщения является документом, который удостоверяет наличие договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком на доставку грузов по воздушным линиям.

Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех экземплярах и вручается перевозчику вместе с грузом. Первый экземпляр носит пометку «для перевозчика» и подписывается грузоотправителем; второй экземпляр носит пометку «для получателя» и подписывается грузоотправителем и перевозчиком и следует с грузом; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю после того, как груз к перевозке принят. В накладной указываются наименование груза, наименования аэропортов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность груза, сумма платежа за перевозку, дата составления накладной и др.

Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Она выполняет лишь функцию доказательства заключения договора перевозки, принятия товаров к перевозке и условий перевозки. По таможенному законодательству ряда стран авианакладная используется в качестве таможенной декларации, при этом в ней содержится подробное описание груза.

На автомобильном транспорте во внутреннем грузообороте установлен общий типовой договор на перевозку груза.

Транспортными документами являются путевой лист и товарно-транспортная накладная. Путевой лист является документом внутреннего характера, а также основанием для расчетов за перевозки грузов. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. Товарный раздел заполняется грузоотправителем и содержит сведения о грузе и о лице, сдающем груз. В транспортном разделе приводятся сведения о погрузочно-разгрузочных операциях, которые оформляются соответственно грузоотправителем и грузополучателем и прочие сведения для расчета провозной платы.

В международном направлении - накладная международной дорожной перевозки груза, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. Форма накладной была разработана Международным Союзом Автомобильного Транспорта (МСАТ), определившей ее обязательные и дополнительные реквизиты. Конвенция определила перечень сведений, которые должны быть указаны в накладной, минимальное количество экземпляров накладной, заполняемых на каждую партию груза, а также ответственность отправителя и перевозчика. Конвенция установила предел размера возмещения за повреждение и потерю груза или просрочку его доставки, порядок и сроки рассмотрения претензий и исков, возникающих при международных автомобильных перевозках грузов. Накладная покрывает также часть пути, когда груз следует на автотранспортном средстве, которое перевозится другими видами транспорта. Накладная составляется в трех экземплярах (отправителю, получателю и перевозчику) и применяется даже в тех странах, которые не являются участниками КДПГ. Положениями Конвенции КДПГ руководствуются европейские страны при заключении двусторонних соглашений о международных автомобильных перевозках.

На речном транспорте: транспортным документом перевозки груза, свидетельствующим о наличии договора перевозки, является либо речная накладная, которая сопровождает груз на всем пути его следования и выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом, либо морской коносамент - в случае перевозки грузов на судах смешанного «река – море» плавания. Накладная выписывается грузоотправителем. В соответствии с данными накладной порт или пристань отправления составляют дорожную ведомость, которая также следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у пароходства.

В удостоверение приемки груза к перевозке грузоотправителю выдается квитанция.

В речной накладной, составляемой на каждую партию груза, указываются перевозчик, наименование судна или его номер, порты отправления и назначения, полное наименование отправителя и получателя груза с указанием адреса, а также перечень сведений о грузе: наименование, марки, знаки, число мест, род упаковки, вес, состояние груза. На накладной и дорожной ведомости пунктом приема груза ставится штемпель с указанием даты приема грузов к перевозке и отметка о предстоящей сдаче грузов. В каждом случае погрузки или выгрузки составляется акт погрузки - выгрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: