Трамповое (с англ. tramp - бродяга) – разовое судоходство по маршруту: фрахт (ставка фрахта).
Линейное – регулярное судоходство: тариф за перевозку. Под линейным судоходством понимается такая форма транспортных услуг, при которой судовладелец (оператор) организует регулярное движение судов между обусловленными портами по заранее объявленному расписанию и перевозит грузы разных владельцев на основе типового договора морской перевозки (коносамент линии) и по стабильным ценам (тарифы линии). Коносамент и тарифы применяются линией на равноправной основе для всех грузоотправителей и действуют в течении длительного периода (вплоть до изменения).
По составу флота линии подразделяются на конвенциональные и линии спецфлота – контейнерные (основная часть), ро-ро, ло-ро и паромные.
На современных конвенциональных линиях используются многоцелевые суда (multipurpose ships), приспособленные для перевозки штучных, пакетированных, тяжеловесных и навалочных грузов, а также контейнеров.
По организации работы флота различают:
· Срочные линии, на которых оператор гарантирует заход судов в порты точно в сроки (даты), указанные в расписании. Они организуются там, где есть хорошо оборудованные порты и используются современные технологии перевозки грузов (в контейнерах, укрупненными местами, накатом). На этих линиях используются специализированные суда. Выполнение расписания обеспечивается за счет резерва времени, который составляет 10-15% от расчетной продолжительности рейса.
· Регулярные линии – на страны, где обработка судов производится в слабо оборудованных или рейдовых портах, а основная часть грузов перевозится отдельными местами или мелкими пакетами. На этих линиях используется конвенциональный тоннаж.
Круговая – это линия, которая в прямом и обратном направлениях обслуживает одни и те же порты. Такие линии организуются для освоения сбалансированной части перевозок.
Стоянки судов длительные и зависят от многочисленных факторов (состояния погоды, интенсивности грузовых работ, наличия свободных причалов). Из-за резких колебаний стояночного времени в каждом порту и продолжительности рейса в целом, организация срочных линий с гарантированным выполнением расписания на таких направлениях нецелесообразна, так как потребовала бы большего резерва времени (40-60%), то есть закрепления дополнительных судов. Поэтому в международной практике для обслуживания таких направлений организуют регулярные линии.
Оператор регулярной линии:
· Закрепляет за линией однотипные суда (по вместимости, скорости, наличию тяжеловесных стрел, приспособленности для перевозки контейнеров, наличию специальных помещений, возрасту).
· Гарантирует отправителю определенную частоту отходов (1-3 раза в месяц), иногда с детализацией распределения рейсов по декадам или по неделям месяца.
· Выпускает регулярно (1-2 раза в месяц) расписания движения судов на квартал вперед, в которых оперативно уточняет объявленное ранее расписание линий в части портов, дат захода в каждый порт, наименования судов.
По сроку действия расписания различаются два типа линий:
линии с постоянным составом флота и режимом движения.
Линии с сезонно-переменным расписанием и составом флота:
· Постановка на зимний период судов с усиленным ледовым классом;
· Сезонное увеличение числа рейсов на линии в период вызова сельскохозяйственной продукции (развивающиеся страны, Австралия);
· Разрежение рейсов на период мертвого сезона или ухудшения обработки судов в определенных портах (отпуска, метеопричины);
· Увеличение рейсооборота на период сезонных штормов, туманов, ледовых условий.
Характер грузопотока и условия работы флота учитываются также при разработке типовых проформ договора морской перевозки (коносамента) и тарифов линии. Каждая кампания разрабатывает эти документы, причем, как правило, раздельно для каждой своей линии. При этом помимо общей специфики линейного судоходства учитываются структура грузопотока, особенности обработки судов в портах линии, технология перевозок.
На океанских направлениях, где действуют картельные объединения линейных перевозчиков, каждый судовладелец определяет статус своей линии:
а) член конференции – в этом случае линия полностью придерживается тарифов конференции;
б) допущенный аутсайдер – ассоциированный член конференции. Тарифы такой линии предусматривают скидку с тарифов конференции, размер которой согласован с конференцией (обычно до 10%);
в) независимый перевозчик (аутсайдер) – собственные тарифы и фрахтовая политика.
Тарифы линейного судоходства зависят от рода перевозимого груза, портов погрузки и выгрузки. Тарифы можно условно подразделить:
1. Классные – рассчитываются исходя из удельного погрузочного объема, как отношение расходов на организацию перевозки к объему экспортируемого груза.
2. Постатейный:наименование груза – ставка. Например, при использовании парома ставка за один автомобиль или единицу груза.
3. Смешанные.
В линейном судоходстве используется понятие «стандартный линейный тариф», включающий оплату: прием груза к отправлению; хранение груза в порту в течение определенного времени; погрузка; укладка в трюм с учетом обычной сепарации (сепарация – разделение грузов, например, изделиями из дерева или фиксация груза от смещения); перевозка; выгрузка; хранение; выдача груза получателю.