Базисные условия поставки товаров

В процессе формирования и функционирования транспортно-экспедиционных компаний необходимо постоянно уделять внимание вопросам маркетинга – «рынковедения». Маркетинг, с одной стороны, является неотъемлемой частью коммерческой деятельности, но, с другой стороны, значительно шире самой коммерческой деятельности, так как маркетинг представляет собой концепцию рыночного поведения предприятия, а в самом широком смысле - философию бизнеса.

При узком понимании маркетинга его связывают со сбытом товаров и услуг. Сбыт действительно является важной задачей маркетинга, но не основной. Главной задачей маркетинга является управление всем комплексом рыночных отношений между предприятием и потребителями и в первую очередь управление спросом и предложением.

Согласно [17], экспедитор должен постоянно следить за транспортно-экспедиторскими услугами, предлагаемыми на рынке конкурирующими компаниями, а также за спросом Клиентов на эти услуги; вести мо­ниторинг транспортных и сопутствующих услуг, предлагаемых на рынке потенциальными субподрядчиками - морскими и авто­перевозчиками, железными дорогами, операторами терминалов, та­моженными брокерами и т. п., включая стоимость этих услуг; изу­чать рекомендации национальных и международных ассоциаций транспортных и транспортно-экспедиторских организаций в части технологии и коммерческой практики перевозок. Такая система от­слеживания ситуации на рынках позволяет рассматривать любой запрос Клиента в кратчайшие сроки, что является для Клиента до­казательством высокого профессионального уровня Экспедитора на данном рынке.

В работах [5,13] для агентских и экспедиторских фирм понятие маркетинга находит отражение в более обширном сборе информации о спросе на перевозочные и экспедиционные услуги, о разностороннем ее изучении и анализе, прогнозировании динамики спроса и параллельно с этим аккумуляции информации о возможностях удовлетворения этого спроса на услуги как в настоящее время, так и на перспективу всеми отраслями транспорта с учетом внедрения современных (контейнерных, трейлерных или ролкерных, лихтеровозных) и проектируемых новейших технологий.

Маркетинг должен исследовать конкурентов и стать главным инструментом конкурентной борьбы. Знание конкурентов, их услуг и методов работы может помочь повысить конкурентоспособность фирмы даже при небольших изменениях в работе.

Отдельно, но с учетом особенностей каждого отдельного рынка выполняется комплексная программа изучения внешних и иностранных покупателей производимой в регионе продукции и поставщиков сырья, топлива, материалов, полуфабрикатов, инструмента, готовых изделий.

Система маркетинга позволяет на основе собранных данных и их анализа осуществлять с точностью, достаточной для организации торгового обмена товарами, определение транспортных издержек по каждому товару при его перевозке тем или иным видом транспорта или в смешанном сообщении, наиболее выгодные направления перевозки, наиболее дешевые порты и терминалы перевалки (с учетом ставок и норм погрузки/выгрузки), другие транспортные условия, т.е. расценочные (конкурентные листы) по направлениям перевозок.

Базисные условия поставки товаров. Объем и состав транспортно-экспедиционных операций, связанных с перевозками каждого груза, определяется содержанием и условиями договора (контракта) купли-продажи конкретного товара, который этот груз предметно олицетворяет в ходе перевозки.

Поэтому в задачу экспедитора входит заблаговременно убедить своего клиента, независимо от того, является ли он продавцом или покупателем, в том, чтобы привлечь его (экспедитора) в качестве консультанта в ходе проработки контракта купли-продажи или назначить непосредственным участником переговоров по заключению торговой сделки.

На базе собственных заключений, достигнутых в результате работы фирмы в области транспортного маркетинга, необходимо высказать своему клиенту в той или иной форме, в виде пространной записки или короткой рецензии свое личное мнение по вопросу целесообразности сделки, на каком рынке будет лучше купить или продать товар, перечислить известных производителей или потребителей товара.

Типовой контракт - это примерный договор купли-продажи, содержащий ряд унифицированных условий, в частности транспортных. Условия договора купли-продажи состоят из трех групп: коммерческие, транспортные и юридические.

Предмет контракта - наименование товара - необходимо сверить с его соответствием, принятым по Международным товарным номенклатурам, Единой тарифной номенклатуре грузов РФ (ЕТНРФ) и кодам товаров или номенклатурам тарифов транспортных отраслей. Наименование товара полезно сопровождать его краткой характеристикой, ассортиментом (вид, фасон, сорт, марка, модель и т.д.).

Количество (масса) товара. Для определения массы (количества) товара принимаются различные единицы измерения:

- меры веса со ссылкой на систему, длины и объема;

- число штук-единиц, количество товара в определенной упаковке.

В тексте контракта купли-продажи иногда требуется уточнить, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара.

Экспедитор обязан интересоваться качеством товара. Необходимо включить в контракт сопровождения «предмета контракта» ссылку на соответствующий ГОСТ, предоставление сертификата качества, заверенного технической экспертизой т.д.

Срок и дата поставки. Выполнение этих условий одинаково обязательно для продавца по контракту купли-продажи и для экспедитора по договору экспедирования или разовому поручению продавца.

Товар может быть поставлен: единовременно или по частям; в определенный календарный день или в определенный период.

При этом обязательно нужно руководствоваться обычаями и практикой торговли данным товаром.

Базисными условиями в контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода права собственности, риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Первый вариант базисных условий поставки появился в 1936 году.

Унифицированные базисные условия поставки в контрактах купли-продажи действуют при ссылках на них и носят факультативный характер.

Перечислим обязанности, общие для всех базисных условий [10,26,32].

Продавец обязан:

-поставить товар в соответствии с условиями контракта купли - продажи;

-своевременно уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке об отгрузке товара или о дате предоставления товара в распоряжение покупателя;

-оплатить расходы, вызываемые проверкой качества товара;

-предоставить покупателю «чистый» транспортный документ, удостоверяющий поставку товара (под «чистым» понимается документ, не содержащий каких-либо отметок (оговорок) о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или к его упаковке);

-получить за свой счет экспортную лицензию, другое правительственное разрешение, необходимое для экспорта; ветеринарные и фитосанитарные свидетельства, выдаваемые органами карантинного надзора;

-нести риски и расходы до момента предоставления товара в распоряжение покупателя в месте, установленном базисным условием, и в срок, обусловленный в контракте.

Покупатель обязан:

- принять товар, предоставленный в его распоряжение продавцом, в месте и в срок, обозначенные в договоре, или принять предусмотренные контрактом документы на товар и оплатить продавцу цену товара;

- нести все расходы и риски, которым может подвергаться товар в связи с несвоевременным принятием товара (соответственно экспедитор покупателя обязан принимать в этом случае конкретные решения, поддерживать связь с экспедитором продавца, агентом перевозчика и другими лицами, участвующими в операции для устранения причин, препятствующих принятию товара, скажем, по такому «банальному» обстоятельству, как неприбытие судна покупателя в порт погрузки в согласованную с продавцом дату);

- оплатить все расходы и сборы, возникшие в связи с получением документов в стране экспорта или происхождения товара, необходимые покупателю;

- оплатить таможенные и другие пошлины и налоги, взимаемые при вывозе товара или начисляемые на ввозимый товар;

- обеспечить получение импортной лицензии и других документов, в том числе фитосанитарного и ветеринарного контроля, для ввоза товара в страну назначения.

С развитием предпринимательской деятельности в рамках международного торгового оборота сегодня наряду с международными договорами и внутренним законодательством РФ активно применяется такой источник международного частного права, как международный обычай.

Международный обычай можно определить как доказательство всеобщей практики, «неписаные» правила деловой жизни.

Наиболее известной и авторитетной кодификацией такого рода являются Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС, составленные Международной торговой палатой. ИНКОТЕРМС в редакции 1990 г. содержит детальную регламентацию тринадцати типов контрактов, применяемых в международной практике.

ИНКОТЕРМС –2000 опубликован в начале 2000 г. По сравнению с условиями поставки ИНКОТЕРМС – 90 он не содержит новых вариантов базы поставок товаров.

Если условия сделки не совпадают с условиями ИНКОТЕРМС –2000 (табл. 4), предпочтение отдается положениям, зафиксированным в контракте.

Первая группа базисных условий поставки «E» включает единственное условие - «с завода». Согласно данному условию, продавец обязан в предусмотренный контрактом срок передать товар в распоряжение покупателя на территории предприятия-изготовителя. Здесь же на покупателя переходит риск случайной гибели товара. Продавец не отвечает за погрузку товара, за предоставление покупателю транспортного средства, если иное не оговорено в контракте. Транспортировка товара и заключение в связи с ней договоров обеспечиваются покупателем. Покупатель несет все расходы по страхованию товара, по его погрузке и перевозке, оплачивает таможенные пошлины.

 
 

Базисные условия поставки группы «Е»

По условиям «F» продавец должен передать товар перевозчику в соответствии с инструкциями покупателя, который, в свою очередь, заключает договор перевозки и выбирает перевозчика. Под термином «перевозчик» подразумевается юридическое лицо или лицо, ответственное по договору за перевозку.

По новым правилам (ИНКОТЕРМС –2000) в базе поставки товара FCA установлено, что если поставка товара производится со склада продавца, то товар считается поставленным после того, как продавец загрузит его в транспортное средство перевозчика, указанного покупателем. Если же согласованное место поставки находится за пределами склада продавца, тогда товар предоставляется в распоряжение перевозчика на транспортном средстве продавца, т.е. выгрузка его на склад или на транспортное средство перевозчика производится за счет покупателя. При этом если стороны не договорились о конкретном пункте в названном месте поставки, если таких мест несколько или у продавца нет точных инструкций покупателя о способе поставки, то продавец имеет право выбрать место и способ поставки по своему усмотрению, но с учетом согласованного вида транспорта для магистральной перевозки количества и вида товара.

 
 

Базисные условия поставки группы «F»

По условиям С продавец должен заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет. Продавец освобождается от любого дальнейшего риска случайной гибели или повреждения товара после того, как надлежащим образом выполнил свои обязанности: заключил договор перевозки, передал груз перевозчику и обеспечил страхование по условиям CIF и CIP.

 
 

Базисные условия поставки группы «С»

Условия D отличаются от терминов третьей группы тем, что здесь продавец отвечает за прибытие товара в согласованный пункт назначения и несет при этом все виды риска и расходы по доставке.

В условии поставки DEQ в обязанности покупателя входит осуществление экспортных формальностей для вывоза груза (по ИНКОТЕРМС – 90 это было обязанностью продавца).

Совместимость торговых терминов и способы транспортировки представлены в таблице 5 [32].

Применение того или иного термина ограничивает вид транспортного средства или способ транспортировки. В таблице знак «+» означает возможность применения термина, знак «-» невозможность.

После согласования между покупателем и продавцом базисного условия поставки продавец и покупатель также на состязательной основе формулируют так называемые «транспортные условия» контракта, в которых отражены: порядок перевозки груза, наименование места в пункте выгрузки груза, порядок информации, сообщаемой покупателю о наименовании транспортного средства, порядок предварительного и окончательного извещения владельцем средства транспорта или его агентом грузополучателя о дате и времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки, а также порядок выдачи подтверждений о получении таких извещений, порядок обработки транспортного средства после его прибытия к месту

 
 

выгрузки, фирмы, осуществляющей разгрузку, норма выгрузки и т.д.

«Базисные условия поставки группы «D»


Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: