Претензионная работа на основании договоров перевозки

Статья 796 ГК РФ устанавливает ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза: «Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Грузополучателю», если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Российское гражданское законодательство предусматривает обязательный претензионный порядок урегулирования споров, обращения в судебные или арбитражные органы по требованиям связанным с исполнением договора на перевозки грузов, на агентское или на экспедиторское обслуживание. Претензия в применении к транспорту - это требование получателя и отправителя груза к перевозчику, агенту, экспедитору; экспедитора к перевозчику об уплате денежных сумм за невыполнение обязательств по перевозке, если только перевозчик с самого начала перевозки не был освобожден от какой-либо ответственности в ходе ее осуществления [26].

Груз считается утраченным, если он не доставлен в течение тридцати дней по истечении согласованного срока, а если срок не был согласован, то в течение шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком [1].

Если получатель принимает груз без надлежащей проверки его состояния совместно с перевозчиком или не делает перевозчику заявления, указывающего на общий характер утраты или повреждения, самое позднее в момент принятия груза в случае, когда утрата или повреждение не являются очевидными, то принятие им груза является доказательством того, что он получил груз в таком состоянии, как он описан в накладной.

Просрочка в доставке груза может привести к уплате возмещения лишь в том случае, если заявление было сделано в письменной форме в течение двадцати одного дня со дня передачи груза в распоряжение получателя.

Большое значение в претензионной работе имеет организация экспертизы. Она выполняется специализированными фирмами (сюрвейеры). Законом (уставами) точно определен круг лиц, имеющих право на предъявление претензий, а затем исков к перевозчику.

К претензионному письму должны быть приложены следующие документы:

акт-извещение (коммерческий акт), удостоверяющий повреждение или недостачу груза; счет фирмы-поставщика; если претензия предъявляется не грузоотправителем или грузополучателем, а лицом, которому переуступлено право требования (например, страховому обществу), то свидетельство о переуступке права требования по претензии; один из оригиналов коносамента, при морской перевозке.

Параграфами 2 и 5 раздела 11 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом предусмотрено: претензии и иски к автомобильному предприятию в случае недостачи, порчи или повреждения груза предъявляются грузополучателем [32].

Гражданский кодекс не установил каких-либо сроков для предъявления претензии, предоставив такую возможность транспортным уставам. На сегодняшний день необходимо, чтобы претензия была предъявлена в пределах сроков, установленных ТУЖД и Уставом АТ.

Детально порядок рассмотрения претензий на железнодорожном транспорте регламентируется «Правилами предъявления и рассмотрения претензий, связанных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте» и Уставом АТ.

В данном случае необходимо знать следующее:

- к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие право на ее предъявление;

- претензия должна быть предъявлена в установленные сроки: в отношении штрафов и пеней – 45 дней, во всех остальных случаях в течение 6 месяцев. Предъявление претензий за пределами этих сроков дает право железной дороге не рассматривать претензию по существу и возвратить ее заявителю;

- в претензии нельзя объединять разнородные требования, а также предъявлять одну претензию по нескольким перевозкам;

- перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 суток (срок начинается с момента получения) и дать ответ по существу.

При международных авиационных перевозках претензия при повреждении груза должна быть предъявлена перевозчику письменно в течение 14 дней со дня получения груза, при опоздании (просрочке в доставке) – в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение получателя. Если претензия не будет предъявлена в установленные сроки, «никакие иски против перевозчика не принимаются» [1].

Под утраченным понимается отправленный по соответствующей накладной, но не прибывший в пункт назначения груз, по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении (ТУЖД).

Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения.

Повреждение (порча) груза – результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.

Срок исковой давности в соответствии с законом РФ «О транспортно – экспедиционной деятельности» установлен в 1 год. Течение срока исковой давности начинается:

- в случае частичной утраты груза, повреждения его или просрочки в доставке – со дня сдачи груза;

- в случае утраты всего груза – с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки, или, если таковой не был согласован, с шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;

- во всех прочих случаях – по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.

День, когда начинается течение срока исковой давности, в срок исковой давности не засчитывается.

Ответственность экспедитора. Ответственность экспедитора устанавливается соответствующими статьями закона РФ о транспортно – экспедиционной деятельности.

Экспедитор отвечает как перевозчик, если: выдает свой коносамент или иной сопроводительный документ (не FIATA); предлагает транспортировку как свой продукт.

Экспедитор отвечает как посредник без ответственности перевозчика:

- когда осуществляет перевозку грузов морским, воздушным, железнодорожным транспортом или комбинированную перевозку на условиях, которые отличаются от установленных выше (по коносаменту FIATA либо по другому международному коносаменту, либо по внутренним товарно-транспортным накладным);

- когда экспедитор (как агент перевозчика) выдает сопроводительный документ перевозчика;

- когда согласовано или когда клиент потребовал, чтобы использовался конкретный перевозчик.

Установленные пределы ответственности за утрату или повреждение груза по международным конвенциям приведены в табл. 11 [32].

Ответственность экспедитора начинается сразу после принятия им груза для перевозки. Ответственность прекращается, когда груз передан получателю или доставлен в конечный пункт в соответствии с указаниями отправителя и получателя.

При этом не покрывается ответственность из-за выдачи груза по вине страхователя или его служащих. Однако при получении груза по подложным документам, т.е. хищении путем мошенничества, покрытие действует.

Экспедитор несет ответственность перед таможенными органами только в том случае, если в договоре с клиентом на экспедирование грузов оговорена обязанность экспедитора осуществлять таможенные формальности.

По страхованию гражданско-правовой ответственности экспедитора за финансовые убытки покрывается ответственность: за просрочку в доставке грузов (нарушение сроков доставки установленных международными конвенциями и другими, изданными в установленном порядке, правилами или законодательными актами); за неправильную засылку груза по вине служащих (возмещаются дополнительные расходы по пересылке груза по правильному адресу, понесенные из-за неверной засылки); за невыполнение инструкций отправителя; за выдачу груза лицу, не имеющему соответствующих полномочий; за конфискацию соответствующими органами застрахованного имущества.

Таблица 9

Пределы ответственности за утрату или повреждение груза

по международным конвенциям, выраженные в СПЗ*

Конвенция или протокол За одно место или единицу отгрузки За один килограмм
Морская перевозка
Гамбургские правила (1978 г.)   2,5
Протокол, содержащий поправки к Гаагским Правилам/Висбийскому протоколу (1979 г.) 666,67 2,0
Воздушная перевозка
Монреальские протоколы (1975 г.) Не применяется  
Дорожная перевозка
Протокол, содержащий поправки к Конвенции КДПГ (1978 г.) Не применяется 8,33
Железнодорожная перевозка
Конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980 г.) Не применяется  
Смешанная перевозка
Конвенция о смешанных перевозках (1980 г.)
● если транспортировка включает перевозку морским или внутренними водными путями   2,75
● если транспортировка не включает перевозку морским или внутренними водными путями Не применяется 8,33

· Расчетная единица для определения соотношения различных курсовых валют, эквивалентная примерно $11-12 за один килограмм груза [12].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: