Статья 796 ГК РФ устанавливает ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза: «Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Грузополучателю», если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Российское гражданское законодательство предусматривает обязательный претензионный порядок урегулирования споров, обращения в судебные или арбитражные органы по требованиям связанным с исполнением договора на перевозки грузов, на агентское или на экспедиторское обслуживание. Претензия в применении к транспорту - это требование получателя и отправителя груза к перевозчику, агенту, экспедитору; экспедитора к перевозчику об уплате денежных сумм за невыполнение обязательств по перевозке, если только перевозчик с самого начала перевозки не был освобожден от какой-либо ответственности в ходе ее осуществления [26].
|
|
Груз считается утраченным, если он не доставлен в течение тридцати дней по истечении согласованного срока, а если срок не был согласован, то в течение шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком [1].
Если получатель принимает груз без надлежащей проверки его состояния совместно с перевозчиком или не делает перевозчику заявления, указывающего на общий характер утраты или повреждения, самое позднее в момент принятия груза в случае, когда утрата или повреждение не являются очевидными, то принятие им груза является доказательством того, что он получил груз в таком состоянии, как он описан в накладной.
Просрочка в доставке груза может привести к уплате возмещения лишь в том случае, если заявление было сделано в письменной форме в течение двадцати одного дня со дня передачи груза в распоряжение получателя.
Большое значение в претензионной работе имеет организация экспертизы. Она выполняется специализированными фирмами (сюрвейеры). Законом (уставами) точно определен круг лиц, имеющих право на предъявление претензий, а затем исков к перевозчику.
К претензионному письму должны быть приложены следующие документы:
акт-извещение (коммерческий акт), удостоверяющий повреждение или недостачу груза; счет фирмы-поставщика; если претензия предъявляется не грузоотправителем или грузополучателем, а лицом, которому переуступлено право требования (например, страховому обществу), то свидетельство о переуступке права требования по претензии; один из оригиналов коносамента, при морской перевозке.
|
|
Параграфами 2 и 5 раздела 11 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом предусмотрено: претензии и иски к автомобильному предприятию в случае недостачи, порчи или повреждения груза предъявляются грузополучателем [32].
Гражданский кодекс не установил каких-либо сроков для предъявления претензии, предоставив такую возможность транспортным уставам. На сегодняшний день необходимо, чтобы претензия была предъявлена в пределах сроков, установленных ТУЖД и Уставом АТ.
Детально порядок рассмотрения претензий на железнодорожном транспорте регламентируется «Правилами предъявления и рассмотрения претензий, связанных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте» и Уставом АТ.
В данном случае необходимо знать следующее:
- к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие право на ее предъявление;
- претензия должна быть предъявлена в установленные сроки: в отношении штрафов и пеней – 45 дней, во всех остальных случаях в течение 6 месяцев. Предъявление претензий за пределами этих сроков дает право железной дороге не рассматривать претензию по существу и возвратить ее заявителю;
- в претензии нельзя объединять разнородные требования, а также предъявлять одну претензию по нескольким перевозкам;
- перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 суток (срок начинается с момента получения) и дать ответ по существу.
При международных авиационных перевозках претензия при повреждении груза должна быть предъявлена перевозчику письменно в течение 14 дней со дня получения груза, при опоздании (просрочке в доставке) – в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение получателя. Если претензия не будет предъявлена в установленные сроки, «никакие иски против перевозчика не принимаются» [1].
Под утраченным понимается отправленный по соответствующей накладной, но не прибывший в пункт назначения груз, по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении (ТУЖД).
Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения.
Повреждение (порча) груза – результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.
Срок исковой давности в соответствии с законом РФ «О транспортно – экспедиционной деятельности» установлен в 1 год. Течение срока исковой давности начинается:
- в случае частичной утраты груза, повреждения его или просрочки в доставке – со дня сдачи груза;
- в случае утраты всего груза – с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки, или, если таковой не был согласован, с шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;
- во всех прочих случаях – по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.
День, когда начинается течение срока исковой давности, в срок исковой давности не засчитывается.
Ответственность экспедитора. Ответственность экспедитора устанавливается соответствующими статьями закона РФ о транспортно – экспедиционной деятельности.
Экспедитор отвечает как перевозчик, если: выдает свой коносамент или иной сопроводительный документ (не FIATA); предлагает транспортировку как свой продукт.
Экспедитор отвечает как посредник без ответственности перевозчика:
- когда осуществляет перевозку грузов морским, воздушным, железнодорожным транспортом или комбинированную перевозку на условиях, которые отличаются от установленных выше (по коносаменту FIATA либо по другому международному коносаменту, либо по внутренним товарно-транспортным накладным);
|
|
- когда экспедитор (как агент перевозчика) выдает сопроводительный документ перевозчика;
- когда согласовано или когда клиент потребовал, чтобы использовался конкретный перевозчик.
Установленные пределы ответственности за утрату или повреждение груза по международным конвенциям приведены в табл. 11 [32].
Ответственность экспедитора начинается сразу после принятия им груза для перевозки. Ответственность прекращается, когда груз передан получателю или доставлен в конечный пункт в соответствии с указаниями отправителя и получателя.
При этом не покрывается ответственность из-за выдачи груза по вине страхователя или его служащих. Однако при получении груза по подложным документам, т.е. хищении путем мошенничества, покрытие действует.
Экспедитор несет ответственность перед таможенными органами только в том случае, если в договоре с клиентом на экспедирование грузов оговорена обязанность экспедитора осуществлять таможенные формальности.
По страхованию гражданско-правовой ответственности экспедитора за финансовые убытки покрывается ответственность: за просрочку в доставке грузов (нарушение сроков доставки установленных международными конвенциями и другими, изданными в установленном порядке, правилами или законодательными актами); за неправильную засылку груза по вине служащих (возмещаются дополнительные расходы по пересылке груза по правильному адресу, понесенные из-за неверной засылки); за невыполнение инструкций отправителя; за выдачу груза лицу, не имеющему соответствующих полномочий; за конфискацию соответствующими органами застрахованного имущества.
Таблица 9
Пределы ответственности за утрату или повреждение груза
по международным конвенциям, выраженные в СПЗ*
Конвенция или протокол | За одно место или единицу отгрузки | За один килограмм |
Морская перевозка | ||
Гамбургские правила (1978 г.) | 2,5 | |
Протокол, содержащий поправки к Гаагским Правилам/Висбийскому протоколу (1979 г.) | 666,67 | 2,0 |
Воздушная перевозка | ||
Монреальские протоколы (1975 г.) | Не применяется | |
Дорожная перевозка | ||
Протокол, содержащий поправки к Конвенции КДПГ (1978 г.) | Не применяется | 8,33 |
Железнодорожная перевозка | ||
Конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980 г.) | Не применяется | |
Смешанная перевозка | ||
Конвенция о смешанных перевозках (1980 г.) | ||
● если транспортировка включает перевозку морским или внутренними водными путями | 2,75 | |
● если транспортировка не включает перевозку морским или внутренними водными путями | Не применяется | 8,33 |
· Расчетная единица для определения соотношения различных курсовых валют, эквивалентная примерно $11-12 за один килограмм груза [12].
|
|