Таможенное оформление товаров

Возникновение таможенного дела, правовых институтов и норм, закрепляющих его, восходит к древнейшим временам российской истории. Конечно, речь идет преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси. У русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто «сухое» - при провозе товаров по суше и мыто «водяное» - при провозе по воде.

Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к появлению в русском языке слова «тамга» (тавро, клеймо), которое проставлялось на имущество, принадлежащее роду. От слова «тамга» был образован глагол «тамжить», т.е. облагать товар пошлиной, а место, где товар «тамжили», стало называться таможней [2].

Таможенное дело как атрибут государственной власти направлено на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, а также на активизацию национальной экономики в ее связях с мировым хозяйством. То, что эту функцию государство осуществляет в процессе перемещения товара через таможенную границу, более того, согласно ст. 14 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ), может производить «таможенное оформление товаров» непосредственно на территории или в помещении транспортного, экспедиторского или агентского предприятия, не может служить основанием для отнесения таможенных операций к разряду каких-то «особых», но все-таки транспортно-экспедиционных. И это, несмотря на то, что к ним относятся и «транзит» («перемещение под таможенным контролем между двумя таможенными органами»), и хранение товаров в «таможенных», или «свободных», или «складах временного хранения» и даже транспортировка «таможенным перевозчиком». Понятия, выделенные кавычками, обозначают не технические операции, а лишь «таможенные режимы». Таможенный кодекс подробно определяет сущность отдельного таможенного режима.

Изложенное позволяет высказать пожелание, что каждому международному перевозчику, транспортному агенту и экспедитору необходимо хорошо знать Таможенный кодекс своей страны, а также требования основных международных таможенных конвенций.

В поисках возможностей для сокращения трудностей, с которыми сталкиваются перевозчики прежде всего автомобильного и железнодорожного транспорта при пересечении одним грузом не одной, а нескольких границ, в Европе сразу же после второй мировой войны были приняты меры для разработки единообразных международных систем таможенного контроля, которые заменили традиционные национальные процедуры.

Наиболее универсальной среди них является система международного таможенного транзита, называемая системой МДП, действующая на основании «Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» («Конвенция МДП») от 14 января 1975 г.

Конвенция предусматривает возможность выполнения перевозок в автомобилях и контейнерах под таможенными печатями и пломбами таможни страны отправления до таможни страны назначения, как правило, без таможенного досмотра на границах при использовании книжки МДП. Конвенция определяет ответственность гарантийных институтов ее применения, вопросы уплаты пошлин и сборов, порядок допущения транспортных средств и контейнеров к перевозке под таможенными печатями и пломбами, процедуру перевозки с применением книжки МДП (карнета TIR) и положение по перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов с соблюдением процедуры МДП [4,20,33,34].

18 января 1994 г. ГТК РФ приказом №20 утвердило Положение о таможенном перевозчике. Приведем наиболее важные пункты этого Положения.

Таможенным перевозчиком признается перевозчик, осуществляющий перевозки товаров, находящиеся под таможенным контролем,

в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

Таможенный перевозчик может быть:

- зональным (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика только в регионе деятельности одной таможни);

- региональным (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика в регионах деятельности нескольких таможен, подведомственных одному региональному таможенному управлению);

- общероссийским (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика в регионах деятельности нескольких региональных таможенных управлений или на всей территории Российской Федерации).

Так же, как и в случае с оформлением страховки груза страховыми брокерами, операции, связанные с перемещением грузов через границу, могут осуществляться с привлечением таможенных брокеров.

Новый Таможенный кодекс, вступивший в силу 1 января 2004 года, содержит серьезные поправки в положения, регулирующие деятельность таможенных брокеров. В частности, лицензии таким фирмам больше не понадобятся, поскольку абсолютно все операции они должны будут проводить от имени клиента, а платежеспособность и ответственность перед ГТК и клиентом будет гарантирована обязательным залогом (50 млн. рублей) и страховкой гражданской ответственности (20 млн. рублей). Кроме того, всех таможенных брокеров запишут в специальный реестр, который будет вести ГТК.

По мнению разработчиков нового ТК РФ, эти меры вытеснят с рынка «серых» и «черных» брокеров, а также фирмы-однодневки. Но, скорее всего, это приведет к удорожанию услуг по таможенному оформлению.

Таможенный брокер нужен практически всем. Ведь очень трудно новичку (да и крупным участникам ВЭД) самостоятельно разобраться в сложных схемах, где «взаимоувязаны» таможенное, гражданское, налоговое законодательство. Кроме того, составление таможенных документов и выполнение всех формальностей при обычном экспорте или импорте может отнять уйму времени и сил.

Взаимоотношения таможенного брокера с клиентом строятся на основе письменного договора. Поэтому, если вы его не оформите, все действия на таможне не будут иметь юридической силы.

В соответствии с п. 4 ст. 139 Таможенного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 28.05.2003 N 61-ФЗ, отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строились на договорной основе. Таможенным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 01.01.2004, не предусмотрена обязательность нотариального удостоверения договора.

В связи с вышеизложенным, с 01.01.2004 нотариальное удостоверение договора таможенного брокера с представляемым лицом не требуется для таможенных целей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Необходимость нотариального удостоверения договора определяется сторонами договора в зависимости от конкретных условий сделки в рамках гражданского законодательства Российской Федерации.

Расчеты по внешнеторговым сделкам. Расчеты по торговым, в том числе внешнеторговым сделкам, на основе специальных поручений экспедиторам и договоренности с банками-участниками расчетов производятся поставщиками-продавцами товаров, когда это может ускорить процесс получения выручки за поставленный товар.

Рассмотрим сущность такой операции на примере наиболее распространенных форм расчетов за поставленный товар - инкассо и аккредитив.

Инкассовая форма расчета предполагает передачу экспортером поручения своему банку на получение от импортера определенной суммы платежа против предъявления ему соответствующих товарных документов.

Инкассовая операция проходит следующие этапы:

- экспортер-инкассодатель через экспедитора (в порту отгрузки, погранпункте) передает своему банку инкассовое поручение и приложенные к нему товарные документы;

- банк экспортера, принявший инкассовое поручение, направляет его вместе с товарными документами банку-корреспонденту в стране импортера;

- банк-корреспондент в стране импортера предъявляет товарные документы импортеру-плательщику и выдает их ему против указанной в инкассовом поручении суммы платежа;

- полученная от импортера сумма платежа переводится банком импортера на счет банка экспортера, а этот банк зачисляет на счет экспортера [26].

Аккредитивная форма расчета. Аккредитив представляет собой обязательство банка произвести по указанию и за счет покупателя-импортера платеж экспортеру на сумму стоимости поставленного товара против предъявленных экспортером документов.

Экспедиторы как основное звено между грузовладельцем (экспортером) и банком подготавливают, предоставляют и ведут переговоры по 80% аккредитивов [16].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: