При изучении данной темы необходимо уяснить, что в реальной жизни сложно выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, поэтому необходимо знать стратегии поведения в конфликте и осознанно выбирать определенную стратегию поведения в зависимости от обстоятельств.
К.У.Томас и Р.Х. Килмен выделяют следующие стратегии поведения в конфликте:
· конкуренция или соперничество;
· сотрудничество;
· компромисс;
· приспособление;
· игнорирование или уклонение.
Способы разрешения конфликта:
· структурные;
· межличностные.
Структурные способы разрешения конфликта:
· четкая формулировка требований;
· использование координирующих механизмов;
· установление общих целей, формирование общих ценностей;
· система поощрений.
Межличностные способы разрешения конфликта:
· путь борьбы, направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого;
· уход от конфликта;
· ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.
|
|
Стратегии поведения в конфликтной ситуации:
1. Настойчивость (принуждение).
2. Уход (уклонение).
3. Приспособление (уступчивость).
4. Компромисс.
5. Сотрудничество (решение проблемы).
Общие рекомендации по управлению конфликтом.
1. Выявление этапа развития конфликта
2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение предмета разногласий, претензий.
3. Определение проблемы в категориях целей, анализ позиций и стоящих за ними интересов (мотивы).
4. Концентрация внимания на интересах, а не на позициях.
5. Разграничение между участниками конфликта и возникшими проблемами.
6. Сокращение числа претензий, так как во всех проблемах разобраться сразу невозможно.
7. Придерживайтесь правил «эмоциональной выдержки» и справедливого отношения к партнеру по общению.