Профессиональная самореализация: карьера, самоактуализация

Понятие карьеры в зарубежной психологии: определённая последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребёнок, ученик, работник, гражданин и др.).

Понятие карьеры в отечественной психологии: последовательное прохождение всех стадий профессионального становления личности.

Этапы (стадии) профессионального становления личности (карьеры):

-предварительный (до 25лет): профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональное обучение);

-становление (25-30лет): начало профессиональной деятельности, рост квалификации, ведущая потребность – материальная из-за создания семьи;

-продвижение (30-45лет): накопление профессиональных ЗУНов, ведущие потребности – самоутверждение и самореализация в профессии;

-сохранение(45-60лет):мастерство, ведущая потребность – самоактуализация;

-завершение (60-65лет): наставничество, ведущая потребность – изменить профессиональную деятельность;

-пенсионный (>65лет): самовыражение в других сферах деятельности (для души).

Этапы карьеры могут не совпадать с этапами становления профессионала, т.к. карьера – временной период развития личности, а становление профессионала связано с качеством овладения профессией.

Классификации видов карьеры:

-по стабильности (конвенциональная, стабильная и др.);

-по характеру профессионального становления личности (внутриорганизационная-межорганизационная, специализированная-неспециализированная);

-по характеру движения по служебной лестнице (вертикальная, горизонтальная, ступенчатая).

Понятие карьерограммы: описание индивидуального карьерного пути с указанием требований по должностям в данной организации.

29.Пирамидой познания

Известно, что при традиционном обучении та или иная форма имеет

различную эффективность. Наглядно это отражается представленной на рисунке так называемой «Пирамидой познания» по Дж. Мартину, где проценты указывают объем учебного материала, который усваивают, запоминают обучающиеся.

Как видно из схемы, самая эффективная форма организации обучения подразумевает такую степень усвоения учебного материала, при которой обучающийся может научить содержанию другого, а это уже, как нетрудно видеть, переход к преподавательской учебной деятельности в учебном формате. Видимо, недаром философ и педагог М.Монтень писал: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем научиться самому».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: