Государственное регулирование цен в зарубежных странах

1. Формы гос. ценового регулирования зарубежом.

2. Гос. регулирование цен в США.

3. Гос. регулирование цен во Франции.

4. Гос. регулирование цен в Японии.

5. Гос. регулирование цен в Китае.

-1-

Практически во всех зарубежных странах действуют механизмы гос. вмешательства в экономику. Для этого большинство стран используют установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов.

Современное гос регулирование цен в зарубежных странах весьма противоречиво. С одной стороны – гос. институты стремятся сдержать инфляцию, с другой – не подорвать деятельность компании.

Степень регулирования и соотношения формы регулирования (прямая и косвенная) ценообразования зависят от:

a) Уровня экономического развития страны

b) Национальных традиций

c) Политических условий

d) Обеспеченности сырьевыми ресурсами

e) Места страны в мировом разделении труда

Более развитые страны предпочтительнее используют косвенное регулирование, которое проявляется в воздействии не на сами цены, а на факторы, связанные с их формированием. Но многие Правительства зарубежных стран продолжают использовать различные формы прямого регулирования и контроля цен. В их числе:

a) Непосредственное административное установление цен или их пределов на продукцию и услуги

b) Принятие законов о ценах, “нечестной торговле”, о минимальных ценах

c) Запрещение ценовой дискриминации

d) Ограничение возможностей соглашений о ценах в рамках антимонопольного законодательства по горизонтали и вертикали.

e) Соглашение гос. органов об уровне цен или их динамики с производителями или их объединениями

f) Антидемпинговое законодательство, направленное на защиту национальной экономики от влияния внешнего рынка

g) Стандарты допустимого поведения в ценовой рекламе

-2-

В СЩА сфера прямого регулирования цен достаточно ограничена: в условиях развитой конкуренции подавляющая часть цен устанавливается компаниями под влиянием спроса и предложения.

Государством регулируется 5-10% цен. Однако попытки прямого регулирования цен предпринимались и в США. Так в 1974-1981 годах для сдерживания инфляции заморозили внутренние оптовые цены на нефть, нефтепродукты и природный газ.

В настоящее время американская администрация, делает упор на использовании рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, ограничивая регулированием цен на продукцию естественных монополий (производство электроэнергии, услуг связи, природный газ, тарифы на междугородные автомобильные, ж/д перевозки).

Под особым контролем в США находятся соглашения компаний об установлении цен в рамках антитрестового законодательства.

-3-

Во Франции до 1996 гос. регулирование цен являлось составной частью общей политики гос. регулирования экономики. В послевоенный период государством использовалась политика «контролируемой свободы», в соответствии с которой предприятия получили право изменять цены, предупредив об этом гос. органы.

В 60-х начале 70-х гос. регулирование осуществлялось с помощью следующих способов:

1. Контракты стабильности

Государство заключало с предприятиями, по которым последним давалось право повышать цены на одни товары, одновременно снижая на другие; в целом обеспечивая стабильный уровень цен.

2. Программные контракты

Предприятие должно было предоставлять государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективах выхода на внешние рынки, а также информацию о формировании цены, анализ рынка и конкурентов, показатели технико-экономического уровня продукции, производительности труда и т. д.

3. Контракты против повышения цен

Если предприятия принимали условия не повышения цен следовательно Правительство обещало не принимать к ним меры способствующие росту издержек производства.

На отдельных этапах развития экономики Франции применялось частичное и полное замораживание цен. Такая жесткая система регулирования цен хотя и способствовала в целом стабилизации экономики, но в конечном счете исчерпала себя, выявив ряд негативных последствий:

1. Рынок становится менее гибким

2. Сдерживается рост конкуренции и производства

3. Сдерживалось свободное движение капитала

4. Ослабление позиций французских компаний на мировом рынке

5. Слабая результативность в подавлении инфляции

В начале 70-х правительство Франции объявило о политике либерализации цен, которая осуществлялась поэтапно и очень осторожно.

На первом этапе для либерализации цен были отобраны отрасли:

1. Обладающие высокой конкурентоспособностью на мировом рынке

2. Имеющие относительно стабильные цены

3. Имеющие устойчивый стабильный рынок

В дальнейшем процесс либерализации цен продолжался и он охватывал все новые и новые отрасли. Сейчас государством регулируется приблизительно 20% цен (цены монополии, цены, которые формирует государство – ресурсы, услуги связи).

-4-

В Японии в последние годы наблюдается дефляция потребительских цен. Государством регулируется примерно 20% потребительских цен и это регулирование направлено на поддержку ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений.

Прямое регулирование цен осуществляется через систему общественных предприятий, в первую очередь в базовых отраслях: угольной промышленности, атомной энергетике, черной металлургии, сфере коммунальных услуг, транспорте, предприятиях связи, финансовой сфере, с/х, здравоохранении и системе образования.

Особое внимание уделяется ценообразованию на продукцию с/х с целью поддержки фермеров:

1. Цены на рис и пшеницу определяет парламент (закупочные, отпускные)

2. Цены на мясные и молочные продукт определяет Министр лесоводства и рыболовства.

3. На сахар и картофель устанавливаются «рекомендуемые» цены, которые учитывают информацию об уровне продовольственных цен, предполагаемых объемах производства и сбыта.

4. Государство устанавливает квоты на импорт мясопродуктов, сахара, шелка-сырца, апельсинов и др. продуктов.

5. Закупка в периоды спада цен с/х продуктов и продажа из этих запасов в период роста цен.

Также в Японии действует жесткое законодательство, направленное против монополизации и противодействующее «практике несправедливой торговли».

-5-

Реформа ценообразования построена в общий механизм перехода от командно-административной к экономики рыночного типа. Изменения в системе ценообразования на разных этапах реформирования были достаточно противоречивыми:

1. На начальном этапе (79-84) была осуществлена передача права установления цен от центральных к местным органам гос. администрации, сглаживались ценовые диспропорции.

2. 84-88 начата постепенная либерализация цен; в первую очередь это коснулось непродовольственных товаров народного потребления. Одновременно сокращалась доля с/х продукции закупаемой по твердым гос. ценам. Однако деятельность бирж по продаже с/х оставалась под жестким контролем местных организаций; средства производства стали реализовываться по так называемой «двухколейной» системе цен, но из-за недостатков (черный рынок, взятки, коррупция, искусственный дефицит) в конце 80-х годов цены на средства производства были возвращены в сферу гос. управления.

В настоящее время в Китае действует комбинированная система управления ценами. Система цен стала рыночной лишь в тех секторах, в которых стала рыночной экономика Китая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: