1. Формы гос. ценового регулирования зарубежом.
2. Гос. регулирование цен в США.
3. Гос. регулирование цен во Франции.
4. Гос. регулирование цен в Японии.
5. Гос. регулирование цен в Китае.
-1-
Практически во всех зарубежных странах действуют механизмы гос. вмешательства в экономику. Для этого большинство стран используют установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов.
Современное гос регулирование цен в зарубежных странах весьма противоречиво. С одной стороны – гос. институты стремятся сдержать инфляцию, с другой – не подорвать деятельность компании.
Степень регулирования и соотношения формы регулирования (прямая и косвенная) ценообразования зависят от:
a) Уровня экономического развития страны
b) Национальных традиций
c) Политических условий
d) Обеспеченности сырьевыми ресурсами
e) Места страны в мировом разделении труда
Более развитые страны предпочтительнее используют косвенное регулирование, которое проявляется в воздействии не на сами цены, а на факторы, связанные с их формированием. Но многие Правительства зарубежных стран продолжают использовать различные формы прямого регулирования и контроля цен. В их числе:
|
|
a) Непосредственное административное установление цен или их пределов на продукцию и услуги
b) Принятие законов о ценах, “нечестной торговле”, о минимальных ценах
c) Запрещение ценовой дискриминации
d) Ограничение возможностей соглашений о ценах в рамках антимонопольного законодательства по горизонтали и вертикали.
e) Соглашение гос. органов об уровне цен или их динамики с производителями или их объединениями
f) Антидемпинговое законодательство, направленное на защиту национальной экономики от влияния внешнего рынка
g) Стандарты допустимого поведения в ценовой рекламе
-2-
В СЩА сфера прямого регулирования цен достаточно ограничена: в условиях развитой конкуренции подавляющая часть цен устанавливается компаниями под влиянием спроса и предложения.
Государством регулируется 5-10% цен. Однако попытки прямого регулирования цен предпринимались и в США. Так в 1974-1981 годах для сдерживания инфляции заморозили внутренние оптовые цены на нефть, нефтепродукты и природный газ.
В настоящее время американская администрация, делает упор на использовании рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, ограничивая регулированием цен на продукцию естественных монополий (производство электроэнергии, услуг связи, природный газ, тарифы на междугородные автомобильные, ж/д перевозки).
Под особым контролем в США находятся соглашения компаний об установлении цен в рамках антитрестового законодательства.
|
|
-3-
Во Франции до 1996 гос. регулирование цен являлось составной частью общей политики гос. регулирования экономики. В послевоенный период государством использовалась политика «контролируемой свободы», в соответствии с которой предприятия получили право изменять цены, предупредив об этом гос. органы.
В 60-х начале 70-х гос. регулирование осуществлялось с помощью следующих способов:
1. Контракты стабильности
Государство заключало с предприятиями, по которым последним давалось право повышать цены на одни товары, одновременно снижая на другие; в целом обеспечивая стабильный уровень цен.
2. Программные контракты
Предприятие должно было предоставлять государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективах выхода на внешние рынки, а также информацию о формировании цены, анализ рынка и конкурентов, показатели технико-экономического уровня продукции, производительности труда и т. д.
3. Контракты против повышения цен
Если предприятия принимали условия не повышения цен следовательно Правительство обещало не принимать к ним меры способствующие росту издержек производства.
На отдельных этапах развития экономики Франции применялось частичное и полное замораживание цен. Такая жесткая система регулирования цен хотя и способствовала в целом стабилизации экономики, но в конечном счете исчерпала себя, выявив ряд негативных последствий:
1. Рынок становится менее гибким
2. Сдерживается рост конкуренции и производства
3. Сдерживалось свободное движение капитала
4. Ослабление позиций французских компаний на мировом рынке
5. Слабая результативность в подавлении инфляции
В начале 70-х правительство Франции объявило о политике либерализации цен, которая осуществлялась поэтапно и очень осторожно.
На первом этапе для либерализации цен были отобраны отрасли:
1. Обладающие высокой конкурентоспособностью на мировом рынке
2. Имеющие относительно стабильные цены
3. Имеющие устойчивый стабильный рынок
В дальнейшем процесс либерализации цен продолжался и он охватывал все новые и новые отрасли. Сейчас государством регулируется приблизительно 20% цен (цены монополии, цены, которые формирует государство – ресурсы, услуги связи).
-4-
В Японии в последние годы наблюдается дефляция потребительских цен. Государством регулируется примерно 20% потребительских цен и это регулирование направлено на поддержку ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений.
Прямое регулирование цен осуществляется через систему общественных предприятий, в первую очередь в базовых отраслях: угольной промышленности, атомной энергетике, черной металлургии, сфере коммунальных услуг, транспорте, предприятиях связи, финансовой сфере, с/х, здравоохранении и системе образования.
Особое внимание уделяется ценообразованию на продукцию с/х с целью поддержки фермеров:
1. Цены на рис и пшеницу определяет парламент (закупочные, отпускные)
2. Цены на мясные и молочные продукт определяет Министр лесоводства и рыболовства.
3. На сахар и картофель устанавливаются «рекомендуемые» цены, которые учитывают информацию об уровне продовольственных цен, предполагаемых объемах производства и сбыта.
4. Государство устанавливает квоты на импорт мясопродуктов, сахара, шелка-сырца, апельсинов и др. продуктов.
5. Закупка в периоды спада цен с/х продуктов и продажа из этих запасов в период роста цен.
Также в Японии действует жесткое законодательство, направленное против монополизации и противодействующее «практике несправедливой торговли».
-5-
Реформа ценообразования построена в общий механизм перехода от командно-административной к экономики рыночного типа. Изменения в системе ценообразования на разных этапах реформирования были достаточно противоречивыми:
|
|
1. На начальном этапе (79-84) была осуществлена передача права установления цен от центральных к местным органам гос. администрации, сглаживались ценовые диспропорции.
2. 84-88 начата постепенная либерализация цен; в первую очередь это коснулось непродовольственных товаров народного потребления. Одновременно сокращалась доля с/х продукции закупаемой по твердым гос. ценам. Однако деятельность бирж по продаже с/х оставалась под жестким контролем местных организаций; средства производства стали реализовываться по так называемой «двухколейной» системе цен, но из-за недостатков (черный рынок, взятки, коррупция, искусственный дефицит) в конце 80-х годов цены на средства производства были возвращены в сферу гос. управления.
В настоящее время в Китае действует комбинированная система управления ценами. Система цен стала рыночной лишь в тех секторах, в которых стала рыночной экономика Китая.