Предисловие. Учебное пособие для студентов

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебное пособие для студентов

Факультета экономики и бизнеса

(бакалавриат)

Алматы

УДК 811.161.1 (075.8)

ББК 81.2 РУС-923

Н 61

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Жанпеисова У.А.

кандидат экономических наук, доцент Есайдар У.С.

Авторы: кандидат педагогических наук, доцент Низамова М.Н.

кандидат филологических наук, доцент Елибаева Р.Д.

Нурпеисова Г.М., старший преподаватель

М.Н.Низамова, Р.Д.Елибаева, Г.М.Нурпеисова

Профессиональный русский язык для студентов факультета экономики и бизнеса (бакалавриат) - Алматы: АТУ, 2010. – 106 с.

ISBN 978-601-263-104-3

Данное учебное пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы», «Государственное и местное управление», «Учет и аудит», «Социально-культурная сфера», «Туризм», «Ресторанное дело и гостиничный бизнес». Пособие является частью «Учебно-методического комплекса по русскому языку для студентов, обучающихся по кредитной технологии» (Алматы, 2004; Алматы, 2008).

Основная цель пособия – научить студентов специальностей факультета экономики и бизнеса профессиональному русскому языку. Задачей курса при обучении профессиональному русскому языку является достижение соответствующего уровня коммуникативной компетенции в период обучения в вузе; подготовка студентов к проведению эффективной самообразовательной работы над языком специальности.

Пособие содержит тексты по специальностям, глоссарий к текстам, задания для самоконтроля и самопроверки. Рекомендуется студентам очной, дистанционной форм обучения.

УДК 811.161.1

ББК 81.2 РУС-923

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим управлением

Алматинского технологического университета

ISBN 978-601-263-104-3

© Низамова М.Н., Елибаева Р.Д., Нурпеисова Г.М.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, где необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В настоящее время реформа высшего образования связана, по своей сути, с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования.

В связи с внедрением кредитной системы обучения в 2004 году был разработан УМК по русскому языку для студентов неязыковых вузов (авторы Ергазиева Н.И., Низамова М.Н., Есетова А.Т.), который включал методические указания, силлабус, темы практических занятий, задания для СРС и СРСП. На основе УМК в 2008 году было издано учебное пособие «Русский язык» для студентов бакалавриата (авторы Ергазиева Н.И., Низамова М.Н., Даркембаева Р.Д., Сейденова С.Д., Таирова Н.А.), который дополнен заданиями для самопроверки и самоконтроля (тесты).

Составление учебного пособия с учетом дифференцированного уровневого подхода, профессиональной направленности текстов, терминологии специальностей стало объективной реальностью.

Пособие подготовлено в соответствии с действующей Типовой учебной программой по социально-гуманитарному блоку дисциплин «Русский язык» (Алматы, 2005). Программой практического курса русского языка в вузе предусмотрено совершенствование языковой и коммуникативной компетенции студентов, навыков свободного общения во всех сферах коммуникации, включая различные речевые ситуации.

Теоретическая значимость данного пособия состоит в том, что в ней на основе уточнения теоретических основ обучения чтению специального текста совершенствовано умение самостоятельной интерпретации дискурса специальности. Практическая значимость пособия заключается в создании модели обучения самостоятельному чтению и интерпретации научного текста по специальности, которая может быть использована не только преподавателями-русистами, но и преподавателями специальных дисциплин. Основная цель курса – овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Задачей курса при обучении профессиональному русскому языку являются:

1. Достижение соответствующего уровня коммуникативной компетенции в период обучения в вузе.

2. Подготовка студентов к проведению эффективной самообразовательной работы над языком специальности, что предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Одной из важнейших составляющих языковой и коммуникативной компетенции индивида является его способность стилистически грамотно организовать свою речь (с учетом содержания, цели, адресата и условий высказывания), а также – исходя из названных условий конкретной речи, понять замысел и содержание адресованной ему речи собеседника.

Усиление роли практического курса русского языка, СРС, СРСП означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Выполнение практических заданий, СРС, СРСП способствуют развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Профессиональная направленность должна быть таковой, чтобы профессиональные потребности стали источником активности на занятиях: потребность в организации общении, проявлении лидерства в общении, потребность в контролирующей деятельности.

Дифференцированный уровневый подход, реализованный в пособии, способствует подготовке студентов к самостоятельному труду, мотивации к получению знаний. Наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала, система регулярного контроля качества выполненной работы, консультационная помощь являются преимуществом данного метода.

В пособии осуществлен комплексный подход к отбору и классификации текстового материала. Языковой материал закрепляется на базе текстов по специальности, задания и глоссарий к текстам направлены на овладение студентами языком специальности, навыками общенаучной речи.

Условные обозначения и сокращения:

* - задания для базового уровня

** - задания для достаточного уровня

*** - задания для высокого уровня

ЗСП - задания для самопроверки

СРСП – самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

СРС - самостоятельная работа студентов

ГЗ – глоссарий занятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: