Стиль устной речи | Стили письменной речи | |||
Разговорно-бытовой | Публицистический | Научный | Официально-деловой | |
Реализует функцию | ||||
Общения | Сообщения-воздействия | Сообщения | Сообщения | |
Лексические средства | ||||
Обиходная, сниженная, Эмоциональная лексика. Фразеологизмы, Употребление слов как в прямом, так и в переносном значении, Обилие частиц, междометий. | Общественно-политическая лексика и фразеология. Эмоционально-экспрессивная лексика, употребление многозначных слов, авторских неологизмов. | Терминология и абстрактная лексика. Употребление слов только в прямом значении. | Стандартизиро-ванная лексика (канцелярская, официальная). Употребление только в прямом значении. Сложные союзы, отыменные предлоги. | |
Синтаксические средства | ||||
Неполные, односоставные предложения. Нарушение норм синтаксической связи. Слова-предложения, обращения, вводные слова разных разрядов. Преобладание диалога. | Риторические вопросы, инверсия. Речевые повторы, восклицательные предложения. Богатство синтаксических конструкций. | Сложные синтаксические построения, четкая связь между частями высказывания. Вводные слова со значением порядка и степени достоверности. | Отсутствие неполных, односоставных предложений. Сложные синтаксические конструкции. Использование отглагольных существительных в качестве сказуемого. | |
Стиль художественной литературы Реализует функцию воздействия. Отличается богатством лексики и синтаксических конструкций, использует элементы всех стилей, индивидуализирован. | ||||
Стили русского литературного языка
|
|
Сфера общения | Стиль |
Общение людей в быту Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой Агитационно-массовая деятельность Научная деятельность Словесно-художественное творчество | Разговорный (обиходно-бытовой) Официально – деловой Публицистический Научный Художественный стиль (стиль художественной литературы) |
Практические задания:
* Задание 1. Прочитайте отрывок. Какой стиль использован автором в данном отрывке?
— Стихотворение какое-нибудь на память знаешь? – этого момента Петя ждал с трепетом тайного торжества. Вот тут-то он себя покажет в полном блеске!
— Знаю «Парус», стихотворение М.Ю.Лермонтова.
— Ну, скажи.
— Сказать с выражением?
— Скажи с выражением.
— «Парус», стихотворение М.Ю.Лермонтова!- провозгласил он с некоторым завыванием.
(По В. Катаеву)
* Задание 2. Определите, какие из следующих синонимов относятся к нейтральному стилю, какие - к разговорному. С некоторыми синонимами составьте предложения.
|
|
Книга - книжка, молодец - молодчина, перерыв - передышка, поесть - перекусить, убегать - удирать, рядом - рядышком.
** Задание 3. Внимательно прочитайте словосочетания и предложения. К какому стилю они относятся?
Прием посетителей… Крутится как белка в колесе… Разогнался писать за него отчет… Публикуем интервью… Настоящая расписка дана… На заре туманной юности… По словам очевидцев происшествия… В докладе… С приходом долгожданной весны… Сто лет не виделись, а тут… Однажды ласковым весенним вечером… Обход врача с 10 до 12 часов… Да болтает по телефону… В соответствии с Законом о языках, на заседании Парламента… В ходе исследования парообразования… Ввиду сложившихся обстоятельств…
*** Задание 4. Прочитайте текст. Переведите фразеологизмы с русского языка на казахский.
Горбоносый камнелом расправил усы и бороду белыми, в известке руками, - на указательном пальце его левой руки светлый, серебряный перстень, очень тяжелый, должно быть.
— Мой поступок мог быть полезен людям, если б я сумел довести дело до конца, но у меня мягкое сердце. Однажды я, встретив Грассо на улице, пошел рядом с ним, говоря, как мог, кротко: «Вы человек жадный и злой, людям трудно жить с вами, вы можете толкнуть кого-нибудь под руку, и эта рука схватит нож. Я говорю вам: уходите от нас прочь, уезжайте». — «Ты глуп, малый!» - сказал он, но я стоял на своем.
Он спросил смеясь: «Сколько тебе дать, чтоб ты оставил меня в покое? Лиру, довольно». Это было обидно, но я сдержался. «Уходите, говорю вам!». Я шел плечо в плечо с ним, с правой стороны. Он незаметно достал нож и ткнул меня им. Левою рукою немного сделаешь, он проткнул мне грудь на дюйм. Конечно, я бросил его на землю и ударил ногой, как бьют свиней. «Итак, ты уйдёшь!» - сказал я ему, когда он ползал по земле.
(М.Горький. Сказки об Италии.)
4.1. С выделенными фразеологизмами составьте предложения.
4.2. Опираясь на текст, охарактеризуйте его лексические особенности.
***Задание 5. Объясните значение фразеологизмов. Поставьте глаголы-сказуемые в нужной форме. Переведите предложения на казахский язык.
На дворе (быть) темно, хоть глаз выколи. Тяжелые, холодные тучи (лежать) на вершинах окрестных гор.
Лишь изредка умирающий ветер (шуметь) вершинами тополей. У окон ее (толпиться) народ. Я (спуститься) с горы и, повернув в ворота, прибавил шагу. Вдруг мне (показаться), что кто-то (идти) за мною. Я (остановиться) и (осмотреться). Я (сделать) строгую мину. Она (захохотать) во все горло.
5.1. Замените словосочетания именными фразеологизмами. Составьте с ними предложения.
Ночь с немеркнущей зарей –
отступ в начале строки, абзац -
тяжелый физический труд -
путь для транспорта свободен –
для справок: зеленая улица, черная работа, белая ночь, красная строка.
5.2. Объясните значение фразеологизмов. Подберите близкие по значению фразеологизмы на казахском языке.
Помутиться в глазах, бить баклуши, медвежья услуга, быть своим человеком, упускать из виду, во все горло.
5.3. Составьте предложения с фразеологизмами глагольного типа.
Лезть из кожи вон, вставлять палки в колеса, пустить корни, откладывать в долгий ящик.