*Задание 1. Выразительно прочитайте текст. Найдите в нем элементы разговорного стиля.
И вот я в самой настоящей пустыне! Трудно сразу обо всем тебе написать. Но давай все с самого начала. Вышел я на полустанке из раскаленного летним зноем вагона, прикоснулся к земле и сразу же отдернул руку – такая она горячая. Поразил и удивил меня саксаул: это странное дерево без листьев на ветру блестит своими мелкими серебристыми чешуйками. Поверишь ли, здесь даже птицы днем не поют – так им, бедным, жарко. А песок похож на морские волны: зыбкий, исчерчен линиями, как будто покрыт белой пеной от соли.
(По М.Звереву).
1.1. Объясните значение следующих слов и словосочетаний, подобрав к ним синонимы: отдернул руку, из раскаленного летним зноем вагона, песок зыбкий, исчерчен линиями, как будто покрыт белой пеной от соли.
**Задание 2. Прочитайте диалог. Для какого стиля характерно наличие диалога?
Между нами произошел разговор. Привожу его здесь стенографически.
- Что ж вы так приуныли?
- Придется помирать с голоду в вашем паршивом городе.
|
|
- Не спорю. Это паршивый город. Но как же так – помирать?
- Больше делать нечего. Я исчерпал все возможности … фельетон в местной газете напечатал, получил за него 1 200 рублей и обещание, что меня посадят в особый отдел, если я напечатаю еще что-нибудь похожее на этот фельетон.
- За что посадят?
- За насмешки.
- Ну-у, вздор. Просто они здесь ничего не понимают в фельетонах …
(По М.Булгакову).
2.1. Составьте предложения с фразеологизмами глагольного типа.
Помните: При включении в предложение в глагольных фразеологизмах изменяется только форма глагола, именная же часть остается без изменения: например: давать слово, дал слово, дашь слово и т. д.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: лезть из кожи вон (стараться), вставлять палки в колеса (мешать), пустить корни (прочно обосноваться), откладывать в долгий ящик (отложить какое-либо дело на неопределенное время).
2.2. С глаголами бить, вступить, давать, идти, оказать, отдать, отдавать, принести составьте устойчивые сочетания, используя слова для справок.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: тревогу, ключом, баклуши, отбой; в законную силу, в свои права, в брак; слово, клятву, подписку, урок; навстречу, вразрез, в гору; помощь, содействие; долг, справедливость; должное, честь; благодарность, в жертву.
** Задание3. Определите стилистическое своеобразие выделенных слов: Что вы тут базар устроили? Я к вам вечером загляну. А он у себя на работе фигура. Он с этой своей дипломной работой совсем дошел.
**Задание 4. Определите значения слова язык в данных предложениях:
1. Собака прерывисто дышала, высунув язык.2. Профессор в совершенстве владел этим языком. 3. Мама всегда стремилась найти общий язык со всеми. 4. Он хорошо понимал язык музыки.
|
|
*** Задание 5. Прочитайте диалог. Переведите на казахский язык. Как вы думаете, почему автором использован разговорный стиль?
- Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь; а не видать тебе ее, как своего затылка! Ну, скажи, что бы ты дал тому, кто тебе ее подарил бы?..
- Все, что он захочет – отвечал Азамат.
- В таком случае, я тебе ее достану, только с условием... Поклянись, что ты исполнишь...
- Клянусь... Клянись и ты!
- Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конем; только за него ты должен отдать мне сестру Бэлу: Карагез будет ее калымом. Надеюсь, что торг для тебя выгоден.
(М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени)