С 24.10.2014 в редакции ФЗ от 22.10.2014 № 308-ФЗ

1) в статье 28.1:

а) в части первой слова "или дознаватель с согласия прокурора" исключить;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

"2. В целях настоящей статьи под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов.";

2) часть первую.1 статьи 140 признать утратившей силу;

Был закреплен квалифицированный повод ВУД – при определенном наборе обстоятельств. Когда на 3 странице смотрим выдержку из закона № 308 – частично подверглась изменениям 28.1, ч. 1 ст. 140 признать утратившим силу. Квалифицированный повод ВУД исключен. Чем дополнена ст. 144 - прочитать.

3) статью 144:

а) дополнить частью седьмой следующего содержания:

"7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.";

б) дополнить частью восьмой следующего содержания:

"8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.";

в) дополнить частью девятой следующего содержания:

"9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления."

Что мы видим? Теперь следователь, получив из иных закрепленных законом источников инфу, которая составляет форму, сведения основания для ВУД. Информация дБ облечена в соответствующую форму повода, получив из иных закрепленных источников – направляет запрос в налоговый орган, который сообщает была проверка или нет, приостановлена или нет, если была проверка – проявлялись ли те обстоятельства, о которых сообщает следователь, а мб НО сообщит, что проверки не было – так или иначе следователь компетентен возбудить УД. Порядок стал почти таким же, как и других дел, исключительный повод из кодекса исчез. Не значит, что в законодательстве исчезли другие поводы. В октябре исключительный повод для налоговых дел изъяли, а в июле от 21.07.2014 – дополнили ч. 1.2 - включили специальный повод ВУД – в том же законе. Ч. 1.2 ст. 140 – вводится исключительный повод ВУД.

Статья 172.1. Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

1.2. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

Привлекает сам феномен исключительного поводу к ВУД и как относиться к исключению из кодекса этого повода.

Прочитаем как это работало – выдержка из ст. 32 п. 3 (стр. 1).

Статья 32. Обязанности налоговых органов

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Мы видим, как это всё работало: сначала налоговая проверка, по результатам проверки решение НО о привлечении к ответственности. Если по результатам проверки принято решение о привлечении ответственности – тогда только такое требование об уплате налога, не всякое требование, а только требование, выставленное на основании решения о привлечении к ответственности. Только так появляется квалифицированный повод к ВУД.

Чтобы понять что такое – на 1 странице – ст. 119 и 122 выдержки, а дальше из УК 10, 198, 199, 199.1, чтобы вспомнили, о каких составах преступления идет речь.

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

На что обратить внимание? Объективная сторона деяний, запрещенных НК и УК совпадает. Превращается в преступление – способом совершения – неподача декларации или внесение искаженных сведений. Второй признак – размер. Если говорить о способе – тоже совпадает с НК. По объективной стороне они совпадают, а основанием криминализации выступает размер. По размеру эти деяния превращаются из налоговых правонарушений в преступления. Налогоплательщик не заплатил налог, прошла проверка, закончилась привлечением к ответственности, 2 месяца, чтобы заплатить, не заплатит – возникает исключительный повод. А в какой момент преступление можно считать оконченным? Выдержка из Постановления Пленума ВС № 64.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления")

3. Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

В последнем абзаце, что состав выполнен в момент, когда выполнена объективная сторона – в момент наступления срока уплаты налога. Мы могли бы догадаться, если бы прочли статьи УК. статья 140 была дополнена ч. 1.1 – Пленум не изменился. Поставим вопрос так: Итак, преступление совершено, состав выполнен, а ВУД нельзя? Чтобы ВУД, необходимо, чтобы прошла проверка, требование, к ответственности, потом чтобы 2 месяца не заплатил? А что за преступление, за совершение которого нельзя возбудить уголовной преследование? А как понимать этот повод в механизме УО? Не получается ли что процессуальными средствами мы по сути освобождаем лицо о привлечении к УО? О давности – состав выполнен, дата пошла, а дело возбудить нельзя. Пока проверка пройдет – глубина проверки 3 года, пока требование, пока 2 месяца – никаких правил, о том, что давность начинается с момента налоговой проверки нет.

Претензии к ч. 1 ст. 140 как видит законодатель механизм реализации уголовной ответственности. А не позволять привлекать к ответственности за совершенное преступление – поставить вопрос равенство всех перед законом и судом. Почему эмоционально говорить? Главное, от чего должны освободиться – от речей на митингах, речей в стиле «хватит кошмарить бизнес, следователи кошмарят бизнес». Посмотреть на ситуацию юридически. Как вообще появиться могла часть 1.1. ст. 140? «Следователи прогнили, остановим их через ч. 1.1 ст. 140 УПК» - такая логика неприемлема никогда. С юридической точки зрения вопрос - Так преступление совершено или нет? Мб пункт изменил момент окончания преступления? Совершено будет, когда истекут 2 месяца после? Но в НК (единственный источник налогового права) изменений никаких нет! Тогда вопрос – преступление совершено, а ответственности нет и возбудить нельзя дело! Следователь знает, что преступление совершено, но у него нет повода ВУД! Нет квалифицированного исключительного повода! Может ли это быть правильным? Страница 2 статья 28.1 (на 2 странице раздаточного материала):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: