В соответствии с профессиональными мотивами учителя формируются ч все остальные качества его личности

Педагогические способности. В психологических исследованиях подчеркивается, что в личности учителя проявляется синтез его личных качеств- и знаний, умений, навыков. Вот почему педагогу так важно глубоко осознавать свои психические особенности, которые необходимы для его профессии, и постоянно заниматься самовоспитанием.

В первую очередь успех в обучении и воспитании подрастающего поколения зависит от таких черт, как коммунистическая направленность, сформированность нелого ряда эмоционально-волевых и моральных качес-ie (целеустремленности, чувства долга и ответственности) и педагогической направленности, проявляющейся в любви и преданности выбранной профессии.

Для деятельности учителя, как и для деятельности специалиста.любого профиля, велика роль общих способностей, таких, как устойчивость внимания, самостоятельность мышления, самообладанием др. Однако, как и во всех профессиях, подлин-' ный успех в педагогической деятельности возможен только с развитием собственно педагогических способностей, т. е. индивидуальных психических свойств, которые помогают успешно овладевать данной деятельностью.

Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н. В. Кузьминой раскрыты такие, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределе-ние внимания, организаторские способности.

Ф. Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: способность понимать ученика, доступно излагать материал, развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

Как видим, почти все качества, характеризующие способности, повторяются. В одном случае они больше детализируются, в другом случае по-разному называются, хотя содержат одну и

Ту же психологическую сущность (например, педагогическое воображение, по Н. В. Кузьминой, и умение предвидеть результаты своей работы, по Ф. Н. Гоноболину).

В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят: педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность, как черту характера, педагогический такт. организаторские способности, простоту, ясность и убедительность речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: