Психология учебной деятельности школьников: Тезисы докладов II Всесоюзной конференции по педагогической психологии. М., 1982

По исследованиям, у одного типа педагогов ядром педагогических способностей является высокий уровень развития теоретических знаний и, как следствие этого, проявляются такие качества, как умение руководить кружковой работой и проф-ориентацией, конструктивные умения и навыки, коммуникативные умения.

У второго типа ядром является высокий уровень организаторской работы (комсомольской, пионерской, спортивной), проявляются и такие качества, как прикладные умения и навыки (игра на музыкальных инструментах, фотография), коммуникативные и конструктивные умения.

У третьего типа ядром являются коммуникативные умения, проявляются организаторские качества, конструктивные и прикладные умения. '

У четвертого типа ядром выступают конструктивные умения и проявляется высокий уровень теоретических знаний, личностные качества (выдержка, уравновешенность, скромность).

Очевидно, что для постоянного совершенствования педагогического мастерства необходимо осознание учителем своих целей, жизненных планов,.идеалов, т. е. полное понимание того, чего он ждет от своей педагогической деятельности, осоз-нание собственных личностных возможностей (склонностей, черт характера), проявляющихся в педагогической деятельности.

Вопросы и задания

Раскройте структуру педагогической деятельности и охарактеризуйте каждый ее компонент.

Проанализируйте особенности своей коммуникативной деятельности и выявите те качества, которые, по Вашим предположениям, мешают Вам общаться с детьми.

Какие педагогические способности необходимо формировать в личности советского учителя?

Проанализируйте свои личностные качества и сопоставьте их с требованиями общества к личности учителя.

Какие особенности в личности учителя в первую очередь определяют возможности совершенствования педагогических черт?

Литература

Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981. Березовик Н. Я; Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975.

Гоюболин Ф. Н. Книга об учителе. М., 1967.

Ильин Е. Н. Искусство общения (Педагогический опыт: поиск, проблемы, находки). М.,1982.

Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. ЛГУ, 1967. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. М., 1979 («Педагогика и психология», № 12).

Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процс.-се профессиональной подготовки. М., 1976.

Щербаков А. И. Совершенствование системы психологического образования '-удущего учителя.—Вопр. психологии, 1981, № 5.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение (М. В. Гам"зо)................ 3

Глава 1. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии {М. В. Гамезо—за 1, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик—за 2)..................... 10

§ I. Предмет и задачи возрастной к педагогической психологии. — § 2. Методы изучения психики ребенка............ 14

Глава II. Краткий исторический очерк развития возрастной и педагогической психологии {М. В. Матюхина. Н. Ф. Прокина).... 27

§ 1. Вопросы возрастной и педагогической психологии в трудах отечественных психологов................ —

в 2. Вопросы возрастной и педагогической психологии в трудах зарубежных психплогов................. 37

Глапа HI. Проблемы психического развития ребенка (Е. Я. Гурьянова. Т. С. Михальчик)................ 47

§ 1. Дналектико-материалистическое учение о факторах н движущих силах развития психики............. —

§ 2. Развитие и обучение............... 53

§ 3. Возрастная периодизация.............. У[_

Глава IV. Психология. дошкольного детства (//. Ф. Пронина—§ 1, 2,

3; Г. С. Михальччкг-§ 4)............... 6.4

§ 1. Психология ребенка 1-го и 2-го годов жизни...... —

§ 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте...... (>7

§ 3. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста....................... 74

§ 4. Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе...'./.................. 78

Глава V. Деятельность младшего школьника (М. S. Матюхина—§ 1,

,2. 3, 4, 7; Т. С. Михальчик — § 5; Н. Ф. Пронина — § 6)... S4 'Ч I. Учебная деятельность н ее структура.......... —

Г$ 2. Знайня, навыки, умения............... W

§ 3. Мотивы учения младших школьников и их формирование. 101 § 4. Психологические вопросы управления учением... '. -.. 11''' 5 5. Трудовая' деятельность младшего школьника...... 121

$ 6. Игровая деятельность младшего школьника....... 126

§ 7. Развитие речи младшего школьника.......... I'll

ГлавдзаУ!.» Общая характеристика личности и эмошючально-воле юй

"""сферы младшего школьника (К. Т. Кузнечикова — § I; M. В. Матюхина — § 6; Т. С. Михальчик — § 3, 4, 5; Г. С. Фнлчппюк—за 2) 1.3Я § 1. Особенности личности и ее потребностей........ —

(S 2. Самосознание и самооценка в младшем школьном возрасте!4'за § 3. Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе................... 151

$ 4. Эмоциональная сфера младшего школьника....... 15'i

} 5. Особенности воли младшего школьника........ 161

$ в. Психологические вопросы ф' рмнрования личности школьника 16li Глава VII. Познавательные процессы личности млад.игго школьника (К. Т. Кузнечикова—§ 4, 5; Л. К. Максимов — § 4: М. В. Матю-жина — § 2. 4; Т. С. Михальчик — § 1, 3,5)......... 172

!1. Внимание.................... —

2. Восприягне...,................ 178

3. Память..................... 183

4. Мышление.................... 190

§ 5. Воображение............. У


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: