Круг перечисленных педагогических способностей позволяет успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности

Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности—оно выражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в «проектировании» характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять и предупреждать кон-фликтные ситуации.

Организаторские способности также важны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

Индивидуальные особенности личности учителя. Кроме общих и педагогических способностей, в деятельности учителя проявляются и его индивидуальные особенности, которые определяют стиль, «почерк» педагога. На стиль работы могут влиять свойства типа высшей нервной деятельности, особенности эмо-циональной сферы. Их влияние проявляется в темпе ведения урока, в экспрессии, степени эмоциональной насыщенности изложения.

В настоящее время психологи'ищут ответ на вопрос, какими психологическими особенностями должен отличаться' учитель в связи с новыми задачами обучения, активизации учебного процесса.

Так, в исследовании группы психологов, проводивших комплексное изучение' учителей, проявляющих не одинаковый успех в педагогической работе, было выявлено, что для учителей-мастеров в целом характерны:

' См.: Байметов А. К; Горфункель А. М., Перевощчкова Л. А. Опыт комплексного изучения личности учителя.— В кн.: Вопросы психологии личности в труда/Науч. тр. Свердловского гос. пед. института. Свердловск, 1973.

уверенность в больших возможностях детского интеллекта и подчинение этой задаче всего учебного процесса (интеллектуальная насыщенность уроков);

стремление максимально и всесторонне использовать изучаемый на уроке материал, стимулирование учащихся на поиски разных способов выполнения действий, непримиримость к шаблону в рассуждениях и действиях учащихся;

педагогическая наблюдательность;

справедливость, обоснованность, деловой и по преимуществу косвенный характер предъявляемых требований;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: