Восприятие, память и мышление у ребенка раннего возраста

Двум годам дети могут играть в элементарные логические и те-"кие игры, способны составлять план действий на сравнитель-". большой промежуток времени. В этом возрасте у детей доста-ио развита оперативная память, они, как правило, не забывают д ' составленную несколько минут назад. Основное же направле-" Развития высших психических функций ребенка этого возраста сд обозначить как начало вербализации познавательных процес-проц опосредствования речью и приобретения познавательными ми произвольного характера. орого года жизни в связи с овладением простейшим орудийным действием меняется восприятие ребенка. Получив возмоя ность и научившись действовать одним предметом на другой, ребен< оказывается способным к предвидению динамических взаимоотнои ний между собственным телом и предметной ситуацией, а такя взаимодействий между предметами (например, предвидение возмод ности протащить шарик через отверстие, переместить один предм< при помощи другого и т.д.). На третьем году жизни ребенок мож различать такие простые формы, как круг, овал, квадрат, прям угольник, треугольник, многоугольник, а также все основные цве спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовы

Примерно с годовалого возраста начинается процесс активно познания ребенком окружающего мира на базе экспериментироД ния, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. 1 года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами в> полнения одного и того же действия, демонстрируя способность оперантному научению. От полутора до двух лет у ребенка появ ется способность к решению задач не только методом проб и ошиб1 ио также путем догадки (инсайта), т. е. внезапного непосредств ного усмотрения решения возникшей про'блемы. Это становится в можным, как считает Ж. Пиаже, благодаря внутренней координа1 сенсомоторных схем и интериоризации действия, т. е. его перен из внешнего во внутренний план.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деят< ность, в том числе способность к обобщениям, к переносу при ретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в ной умение устанавливать связи между предметами и явлениями пу экспериментирования, запоминать их и использовать при решений дач. Основную роль в совершенствовании всех этих способно в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучше памяти, речи, мышления и движений. Само восприятие под влияй этих функций также развивается.;

Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указы направление движения, место расположения знакомых предметов шать в сенсомоторном плане простейшие задачи, связанные с л делением препятствий на пути к желанной цели. После полутоЦ довалого возраста формируется реакция выбора объектов по на лее ярким и простым признакам, прежде всего по форме.

На протяжении раннего детства происходит постепенный пер от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, ко1 отличается тем, что действия с материальными предметами г заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мЫ1 ния в свою очередь идет по двум основным направлениям: разВ интеллектуальных операций и формирование понятий.

Способность решать задачи в уме несколько отстает в этом вс те от развития способности решать задачи в практическом 1 Вначале обобщения, лежащие в основе формирования понятий изводятся без пользования словом и проявляются в практик перенос предметного действия с одних объектов и ситуаций на дЦ

Отличающиеся от тех, где соответствующее действие исходно было образовано. На этой стадии ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета. При решении задачи группировки предметов по их признакам дети в первую очередь ориентируются на размер и цвет предметов. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. В возрасте примерно 2,5 лет предметы уже классифицируются детьми по каким-либо существенным признакам, им присущим. В качестве таких признаков детьми последовательно выделяются и используются цвет, форма и величина предмета.

Заметим, что в это время речь ребенка с его мышлением еще це связана. Понимание и говорение внешне представляют собой акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака - воспринятого слова к значению-конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот - от значения к знаку. Со второй половины раннего дошкольного возраста, т. е. приблизительно с 1,5- 2 лет, значение слова постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания.

Первый из рассмотренных этапов развития связан с наглядно-действенным мышлением, которое практически осуществляется независимо от речи, второй же представляет собой начало формирования и функционирования образного, точнее, наглядно-образного мышления, так как образ сам по себе представляет некоторое абстрагирование свойств предметов. В образе знак связан со значением, но уже отделен от непосредственного восприятия обозначаемого им предмета. За значением детского 'слова в дошкольном детстве зачастую скрывается обобщенное, образное восприятие действительности.

Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это достаточно развитым воображением ребенка. Сначала, когда ребенок находится еще на стадии на-"""Дио-действенного мышления, он имеет возможность познавать ок-РУЖающий мир, решать задачи, наблюдая за ним и производя ре-о" действия с предметами, находящимися в поле его зрения. этем появляются образы этих предметов и возникает способность д Рировать ими. Наконец, образ предмета может быть назван и ДДержан в сознании ребенка не только внешними предметными сиг-("' "о и произнесенным словом. Это знаменует собой переход дно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое цоц очередь предшествует и готовит почву для становления к лог Дошкольного детства высшей формы мышления - словесно-Ц1д кои, история развития которой уже выходит за пределы до-"ьного возраста.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: