Мотивы учебно-познавательной деятельности учеников

Эффективность усвоения знаний зависит от мотивации учебно-познавательной деятельности, развития эмоциональной сферы школьников, их самостоятельности и творческой инициативы.

Мотив обучения является внутренней причиной, которая побуждает ученика учиться. Он непосредственно влияет на его отношении к учебной деятельности и отражается на качестве приобретенных им знаний.

Познавательные мотивы, заложенные в самом процессе обучения: любознательность, интерес к знаниям, потребность в умственной деятельности, в познании, в расширении знаний об окружающей действительности, разнообразные интеллектуальные чувства (удивление, сомнение), стремление добыть новые знания и навыки, применять, совершенствовать свои познавательные возможности, интеллектуальные способности.

Познавательный интерес может быть обусловлен самим содержанием учебного материала, деятельностью учеников на уроке, отношениями между учителем и учениками. Он формируется благодаря раскрытию практической значимости знаний, любопытному изложения материала, созданию проблемных ситуаций на уроке, эффекта удивления, парадокса, использованию учебной дискуссии, познавательных игр.

Социальные мотивы учебной деятельности за своим происхождением и содержанием будто выходят за пределы сугубо учебного процесса и связаны с широкими общественными взаимоотношениями детей (широкая социальная мотивация), а именно: социальные мотивы, коммуникативные мотивы, мотивы утилитарные, мотивы тревожности, мотивы, связанные с потребностью в самовоспитании.

К.Ушинский, отмечая воспитательное значение правильных мотивов обучения, писал: "как яда, как огня, нужно бояться, чтобы к мальчику не пришла мысль, что он учится только для того, чтобы абы как обмануть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную жизнь, который нужно бросить или забыть в кармане, когда швейцар пропустил уже вас в зал, где и тот, что прошел без билета или с фальшивым или чужим билетом, смотрит с одинаковой самоуверенностью".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: