О он учит их воспринимать и оценивать людей в реальных жизнен- ситуациях

Дети, которые много читают, обнаруживают большую понятли-дь, более высокий уровень развития интеллекта. Однако легкое, дзвлекательное чтение, публикации, которые нередко привлекают ртей только своими картинками и простенькими, незатейливыми кетами, мало что дают для психического развития. Важно с пер- классов школы прививать детям интерес к серьезной, <взрослой> ддтературе, учить обращаться за нужными сведениями к различного ддда справочникам. Чтение хотя бы по нескольку минута день должно стать обязательным делом для ребенка, его потребностью, начи-яая примерно со второго класса школы.

Специфической особенностью детей младшего школьного возраста является то, что в этом возрасте обычно обнаруживаются первые признаки отставания детей в учении, причем в эти годы отставание еще может быть успешно ликвидировано. Основные причины отставания связаны обычно с обучаемостью и умственным развитием; ребенка. Прежде чем обсуждать эти причины, важно установить, какой смысл психологи вкладывают в связанные с ним понятия.

Обучаемость детей, по мнению Н. С. Лейтеса', отличается от уровня умственного развития по ряду следующих признаков. С возрастом в течение жизни человека уровень умственного развития обычно '. повышается, а обучаемость падает. Обучаемость ребенка младшего школьного возраста, как правило, выше, чем обучаемость подростка, юноши или взрослого, хотя уровень умственного развития последних \ выше. С возрастом, кроме того, могут происходить качественные "изменения умственных возможностей человека, связанные с утратой им некоторых психологических преимуществ предшествующих возрастных периодов жизни. Самый высокий уровень обучаемости обйч-но наблюдается в дошкольном и в младшем школьном детстве, поэтому практически очень важно как можно полнее использовать обучаемость детей данных возрастов.

Обучаемость разным предметам в каждом возрасте имеет особенности, которые связаны с индивидуальным своеобразием познавательных процессов и личности обучаемого. Это должно учитываться при подготовке и организации учебной деятельности. Часто встречающейся причиной низкой обучаемости детей младшего школьного Траста является их слабая память, плохое запоминание материала. Существенную отрицательную роль в отставании мнемической дея-ьности младших школьников, по мнению А. А. Смирнова, играет Умение применять способы эффективного осмысленного запомина- Формирование таких способов должно осуществляться еще в больном возрасте, а в первых двух классах школы следует обра- ' 1" д "": Лейтес Н. С. Проблема соотношения умственного развития и способно-С. [д/ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. II. М., 1981.-

' Г д "": Смирнов А. А. Развитие логической памяти у детей//Хрестоматия по

"ой и педагогической психологии. М., 1981. 297

тить на них особое внимание, предприняв максимум усилит того, чтобы они были как можно скорее сформированы у } От знания этих приемов и успешного овладения ими зависит, учебной деятельности и общий уровень психического развитие бенка.:1

Было установлено, что между орфографическими ошибкам вершаемыми учащимися III-IV классов, и их оперативной па"1 существует определенная зависимость; такие ошибки чаще йе\ ются у учащихся со слабо развитой оперативной памятью. На основе был сделан вывод о том, что для повышения орфография грамотности учащихся необходимо развивать их оперативную п с помощью специальных упражнений на уроках языка.

Важным условием, определяющим результативность запвд ния, являются особенности внутренних когнитивных структур. минание будет стимулироваться в том случае, если ученик 41 читает текст, но одновременно с этим определяет его энач смысл, обращает внимание на логические взаимосвязи, т. е. сч ся этот текст понять.

Еще на ранних стадиях изучения материала желательно). дить от пассивного его восприятия к активному воспроизвел Это позволяет ученику проверять, что из данного текста он уя ил. Такая проверка благоприятно сказывается на процессе нания по двум причинам: во-первых, она активизирует вн учащегося, выявляя то, что он уже знает; во-вторых, учени что прилагаемые им усилия подкрепляются успехами, и это д< тельно стимулирует его к запоминанию. '

Запоминание при заучивании наизусть улучшается также 1 случае, если учащийся умеет сочетать друг с другом нагля разные и словесно-понятийные операции. Но самое главное э< ется в том, чтобы активно включать в запоминание не прой мание, но и осмысление материала, его когнитивную переря Чем больше в процессе запоминания задействованы интеллеХ ные операции (знаковое кодирование, выяснение внутритекст<)1 гических связей, категориальное упорядочивание и когн1 трансформации), тем лучше память.

Неуспеваемость школьников в младших классах может (звана и другими причинами. Ценную информацию о них мо) анализ игровой и конструктивной деятельности детей. Усч вая причины неуспеваемости, важно определить зону блия (потенциального) развития ребенка, т. е. то, что он в со понять и усвоить сам при минимальной помощи.взрослого, то, как относится ребенок к предлагаемым ему задачам.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: